Preview

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология

Расширенный поиск

ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ САМООТНОШЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ

https://doi.org/10.18323/2221-5662-2017-3-48-53

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматриваются особенности самоотношения современных подростков с учетом гендерных различий в аспекте самоуважения, аутосимпатии и самоуничижения. Осуществлен теоретический обзор работ отечественных и зарубежных авторов по заявленной проблеме. Представлены результаты психодиагностического этапа эмпирического исследования на выборке 126 респондентов. Выделены гендерные различия в самоотношении подростков на основе результатов статистического анализа (t-критерий). Статистически достоверные различия в структуре самоотношения мальчиков и девочек 15 лет наблюдаются по шкалам «Саморуководство» и «Самопривязанность», что свидетельствует о том, что 15-летние мальчики чаще девочек склонны оценивать себя способными оказывать сопротивление внешним влияниям, давлению окружающей среды. Мальчики чаще считают себя источниками собственной активности и развития, склонны в большей степени опираться на свои собственные мотивы, чем на мнение группы. Вместе с тем мальчики демонстрируют более высокую ригидность и нежелание меняться, девочки же более открыты личностным изменениям и саморазвитию.

Обсуждаются основные результаты исследования: наблюдается положительная возрастная динамика в стремлении самопознания и саморазвития у подростков; оценка собственной личности мальчиками и девочками становится более дифференцированной и адекватной. У подростков 15 лет повышается самоценность и самопринятие за счет интереса к процессу творчества, формируется представление о том, что личность, характер и деятельность способны вызывать у окружающих уважение, симпатию, одобрение и понимание.

Об авторах

Елена Александровна Денисова
Тольяттинский государственный университет, Тольятти
Россия

кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой «Теоретическая и прикладная психология»



Наталья Александровна Воробьева
Тольяттинский государственный университет, Тольятти
Россия

магистрант кафедры «Теоретическая и прикладная психология»



Список литературы

1. Mruk C.J. Self-esteem and positive psychology: research, theory, and practice. New York: Springer, 2013. 304 p.

2. Boyle G.J., Saklofske D.H., Matthews G. Measures of personality and social psychological constructs. London: Academic Press, 2015. 824 p.

3. Пантилеев С.Р. Самоотношение // Психология самосознания. Самара: БАХРАХ-М, 2000. С. 208–242.

4. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. М.: Смысл, 1993. 43 с.

5. Столин В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983. 288 c.

6. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977. 142 с.

7. Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. Тбилиси: Мецниереба, 1989. 206 с.

8. Пантилеев С.Р. Самосознание как эмоционально-оценочная система. М.: МГУ, 1991. 110 с.

9. Чевачина А.В., Бабина Т.С. Влияние материнского стиля воспитания на развитие самоотношения у младших подростков // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3. С. 662–670.

10. Савонько Е.И. Возрастные особенности соотношения ориентации на самооценку и на оценку другими людьми // Психологические проблемы социализации современных подростков и юношей. М.: АНО ПЭБ, 2008. С. 137–146.

11. Кон И.С. В поисках себя. Личность и её самосознание. М.: Политиздат, 1984. 336 с.

12. Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития. М.: Академия, 2015. 656 с.

13. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности. М.: МОДЭК, 2009. 599 с.

14. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 399 с.

15. Андреева И.Г. Исследование особенностей самоотношения подростков // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2016. Т. 15. № 2. С. 87–93.

16. Черепкова Н.В., Кузнецова М.Ю. Формирование самоотношения в подростковом возрасте // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2013. Т. 3. С. 2976–2980.

17. Ундуск Е.Н. Негативное самоотношение и переживание проблем асоциальных подростков // Здравоохранение, образование и безопасность. 2016. № 1. С. 35–39.

18. Чернобродов Е.Р., Дутчина О.Б., Ситникова Е.В., Кулеш Е.В., Кулеш Ж.В., Колесникова Г.Ю. Психология личности: самосознание, самоотношение, самоопределение. Хабаровск: Тихоокеанский государственный университет, 2016. 176 c.

19. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. 424 с.

20. Фаустова А.Г. Теоретико-методологические основания исследований динамики самоотношения в клинической психологии // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2015. № 4. C. 25–33.

21. Романова Е.С. Психодиагностика. СПб.: Питер, 2008. 400 с.


Рецензия

Для цитирования:


Денисова Е.А., Воробьева Н.А. ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ САМООТНОШЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2017;(3):48-53. https://doi.org/10.18323/2221-5662-2017-3-48-53

For citation:


Denisova E.A., Vorobyeva N.A. GENDER DIFFERENCES OF SELF-ATTITUDE OF TODAY’S ADOLESCENTS. Science Vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology. 2017;(3):48-53. (In Russ.) https://doi.org/10.18323/2221-5662-2017-3-48-53

Просмотров: 29


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2221-5662 (Print)