Preview

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология

Расширенный поиск

ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНИВАНИЯ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ МНОГОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ ВТОРОГО ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

https://doi.org/10.18323/2221-5662-2017-3-27-32

Полный текст:

Аннотация

В статье обозначена актуальность преподавания дисциплины «Второй иностранный язык» в свете требований государственных образовательных стандартов. Особую значимость приобретает вопрос о моделировании курсов повышения квалификации для учителей второго иностранного языка. Курсы повышения квалификации, формируемые на основе модульного подхода, должны быть построены с учетом таких принципов, как гибкость, вариативность и учет индивидуальных потребностей обучающихся.

Целью исследования является определение уровня сформированности многоязычной коммуникативно-методической компетенции учителя второго иностранного языка.

Методом выявления образовательных потребностей послужило анкетирование, позволившее выделить «пробелы» в компетенциях, являющихся составными частями профессиональной компетентности педагога по второму иностранному языку.

В работе рассмотрена многоязычная коммуникативно-методическая компетенция в качестве ядра профессиональной компетентности педагога по второму иностранному языку. Именно ее компоненты будут выступать объектами совершенствования при обучении учителей в системе повышения квалификации.

Входная диагностика служит отправной точкой при проектировании адресных курсов повышения квалификации учителей второго иностранного языка в компетентностной проекции на основе модульного подхода. Оценивание результатов проведенного анкетирования дало возможность выделить в проектируемой программе блоки инвариантного характера (полиречевой, поликультурный, опорно-сравнительный), освоение которых является обязательным для всех обучающихся. Инвариантные модули нацелены на развитие наименее сформированных у педагогов субкомпетенций. Анализ единичных результатов диагностики позволит создать уникальный для каждого педагога маршрут обучения с учетом его индивидуальных потребностей посредством формирования определенного набора модулей вариативного блока.

Об авторе

Мария Александровна Ярош
Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования, Ставрополь Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь
Россия

старший преподаватель, аспирант



Список литературы

1. Nemati А., Marzban A., Maleki E. The Role of Intercultural Competence in Foreign Language Teaching // International Journal of Language and Linguistics. Special Issue: Innovations in Foreign Language Teaching. 2014. Vol. 2. № 6-1. P. 8–12.

2. Московская Н.Л. Формирование профессиональной компетентности лингвиста-преподавателя в интегрально-коммуникативном образовательном пространстве. Ставрополь: СГУ, 2003. 376 с.

3. Овчинникова О.С. Средства оценки сформированности профессиональных компетенций начинающего учителя иностранного языка в контексте организации тьюторского сопровождения на уровне вуза // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 10. С. 100–102.

4. Горина В.А. Формирование профессиональной компетенции преподавателя второго иностранного языка // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2014. № 3. С. 29–39.

5. Тетина С.В. Компетентностная модель учителя иностранного языка в условиях введения профессионального стандарта педагога // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2015. № 3. С. 105–110.

6. Ястребова Л.Н. Анализ структуры иноязычной коммуникативной компетенции лингвиста-преподавателя // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2012. № 4. С. 74–78.

7. Сафонова В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. Воронеж: Истоки, 1996. 237 с.

8. Абдуразякова Е.П. Иноязычная коммуникативная компетенция как одна из составляющих личностной и профессиональной характеристик современного специалиста // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2010. № 3. С. 350–352.

9. Xueyan Hu. Dynamic Context and Cultivation of Communicative Competence // Education Journal. 2014. Vol. 3. № 2. P. 116–121.

10. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, обучение, оценка // Департамент по языковой политике, Страсбург. М.: МГЛУ, 2005. 248 с.

11. Евдокимова Н.В. Проблемы многоязычия в преподавании иностранных языков // Преподаватель высшей школы в XXI веке: материалы международной научно-практической интернет-конференции. Ростов-н/Д.: Рост. гос. ун-т путей сообщения, 2010. С. 72–79.

12. Лопарева Т.А. Многоязычная компетенция как ключевая в обучении нескольким иностранным языкам // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2013. № 2-3. С. 30–33.

13. Hutchinson T., Waters А. English for Specific Purposes. Cambridge: Cambridge University Press, 2006. 184 p.

14. Jokikoko J. Interculturally trained Finish teachers’ conceptions of diversity and intercultural competence // Intercultural Education. 2005. № 16. P. 69–93.

15. SenGupta A. Changing the focus. A discussion of the dynamics of the intercultural experience. Clevedon: Multilingual Matters, 2002. P. 155–178.

16. Willems G.M. Language teacher education policy promoting linguistic diversity and intercultural communication // Guide for the development of the development of education policies in Europe from linguistic diversity to plurilingual education. Strasburg: Council of Europe, 2002. P. 1–22.

17. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. М.: АРКТИ, 2003. 192 с.

18. Записных О.В. Особенности содержания дидактической подготовки будущих учителей иностранного языка в лингвистическом институте // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. № 11. С. 44–47.

19. Нестерова А.Ю. Оценка уровня сформированности профессионально-коммуникативной компетенции будущих учителей иностранного языка // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2012. № 2. С. 210–213.

20. Овсянников А.О. Методические, психолингвистические и лингво-культурологические аспекты оптимизации интенсивного обучения второму иностранному языку в свете сравнительно-сопоставительного подхода // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 83. C. 159–170.


Рецензия

Для цитирования:


Ярош М.А. ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНИВАНИЯ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ МНОГОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ ВТОРОГО ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2017;(3):27-32. https://doi.org/10.18323/2221-5662-2017-3-27-32

For citation:


Yarosh M.A. SPECIAL ASPECTS OF EVALUATION OF MULTILINGUAL COMPETENCE LEVEL OF A SECOND FOREIGN LANGUAGE TEACHER. Science Vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology. 2017;(3):27-32. (In Russ.) https://doi.org/10.18323/2221-5662-2017-3-27-32

Просмотров: 15


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2221-5662 (Print)