Preview

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология

Расширенный поиск

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЫ

https://doi.org/10.18323/2221-5662-2017-4-55-60

Полный текст:

Аннотация

Проблема исследования процесса личностно-профессионального саморазвития современных специалистов является в настоящее время достаточно актуальной в связи с возрастанием требований к личности профессионала, способного к самостоятельному и систематическому повышению своего профессионального уровня.

В статье анализируются теоретические подходы к проблеме саморазвития, факторы личностно-профессионального саморазвития специалистов социономической сферы. Выделяются ценностно-смысловые, рефлексивные и регулятивные факторы саморазвития, на основе которых происходит осознание ценностей саморазвития и необходимости самоизменения, а также регуляция собственного поведения и деятельности, направленной на совершенствование своих личностных и профессиональных качеств.

Для выявления особенностей личностно-профессионального саморазвития проведено эмпирическое исследование среди специалистов социономической сферы с использованием психодиагностических и статистических методов. Получены результаты о наличии значимых взаимосвязей между уровнем саморазвития и такими качествами, как рефлексия, саморегуляция, самоактуализация, осмысленность жизни, готовность к саморазвитию, коммуникативная компетентность. В результате дисперсионного и факторного анализа выделены факторы, влияющие на процесс личностно-профессионального саморазвития.

На основании полученных результатов делаются выводы о том, что личностно-профессиональное саморазвитие определяется ценностно-смысловыми факторами, связанными с общим уровнем осмысленности жизни и мотивационной готовностью к саморазвитию и самоактуализации, а также рефлексивными и регулятивными факторами, основанными на стремлении к осознанию своих личностных и профессиональных качеств и регуляции своей деятельности. Одним из профессионально важных качеств специалистов социономической сферы, влияющих на профессиональное саморазвитие, выступает коммуникативная компетентность, которая является инструментом для осознания себя и совершенствования своей профессиональной коммуникативной деятельности.

Об авторе

Жанна Григорьевна Гаранина
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, Саранск
Россия

кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии



Список литературы

1. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология. СПб.: Питер, 2003. 364 с.

2. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. М.: Академия, 2006. 240 с.

3. Чурсина А.С. Формирование готовности к профессиональному саморазвитию у студентов как приоритетное направление развития вуза // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2014. № 1. С. 18–21.

4. Гаранина Ж.Г. Личностно-профессиональное саморазвитие специалистов социономической сферы в процессе получения дополнительного профессионального образования // Интеграция образования. 2013. № 1. С. 99–104.

5. Ушаков А.А. Основные векторы личностно-профессионального саморазвития педагога в условиях интеграции образовательных систем // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. С. 993–1000.

6. Федосенко Е.В. Профессиональная самореализация личности в современном обществе. СПб.: Речь, 2009. 122 с.

7. Минияров В.М., Эстерле А.Е. Факторы профессионального саморазвития педагога-психолога в ходе профессиональной деятельности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2017. Т. 14. № 1. С. 26–37.

8. Исаев И.Ф., Шаршов И.А. Профессионально-творческое саморазвитие: восхождение к акме // Сибирский педагогический журнал. 2009. № 2. С. 43–54.

9. Super D.E. Vocational development. New York: Willey, 1957. 391 p.

10. Knudson-Martin C. Differentiation and self-development in the relationship context // Family Journal. 1996. Vol. 4. № 3. P. 188–198.

11. Tiedeman D.V., O'Hara R.R. Social-cognitive theory of decision-making. New York: Elsevier Science & Technology, 1963. 462 р.

12. Tomassini M., Zanazzi S. Reflexivity and self-development of competencies as key drivers in individuals’ learning and career paths: cases from Italy // Research in Comparative and International Education. 2014. Vol. 9. № 3. P. 301–312.

13. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. М.: Академия, 2002. 250 с.

14. Шаршов И.А. Система критериев, показателей и уровней процесса профессионально-творческого саморазвития субъектов в вузе // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2010. Т. 1. № 15. С. 26–36.

15. Тухватуллина С., Шумакова О.А. Обзор ключевых принципов, механизмов и барьеров профессионального саморазвития личности // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 1. С. 200–203.

16. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвития личности // Вопросы психологии. 1983. № 2. С. 35–42.

17. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. 225 с.

18. Минюрова С.А. Психологические основания стратегий личностно-профессионального саморазвития // Образование и наука. 2007. № 5. С. 81–90.

19. Фишман Б.Е. Педагогическая поддержка профессионального развития/саморазвития педагога // Педагогическое образование и наука. 2006. № 2. С. 10–16.

20. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. М.: Академия, 2004. 320 с.

21. Ермолаева М.В. Субъектный подход в психологии развития взрослого человека. М.: МОДЭК, 2006. 200 с.

22. Кряхтунов М.И. Структура процесса профессионального саморазвития социального педагога. Ставрополь: СГУ, 1999. 382 c.

23. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Кн. 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. М.: ВЛАДОС, 1999. 480 с.

24. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. М.: Московский психолого-социальный институт, 2008. 263 с.

25. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. СПб.: Питер, 2008. 384 с.

26. Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. 2003. № 24. С. 45–57.

27. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М.: Смысл, 2000. 18 с.

28. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. СПб.: Речь, 2002. 448 с.

29. Моросанова В.И. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ): руководство. М.: Когито-Центр, 2004. 44 с.

30. Гаранина Ж.Г. Психологическая компетентность в структуре личностно-профессионального саморазвития специалистов социономической сферы. Саранск: Мордов. ун-т, 2013. 136 с.


Рецензия

Для цитирования:


Гаранина Ж.Г. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЫ. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2017;(4):55-60. https://doi.org/10.18323/2221-5662-2017-4-55-60

For citation:


Garanina Z.G. PSYCHOLOGICAL FACTORS OF THE PERSONAL AND PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT OF THE SOCIONOMICAL SPHERE SPECIALISTS. Science Vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology. 2017;(4):55-60. (In Russ.) https://doi.org/10.18323/2221-5662-2017-4-55-60

Просмотров: 70


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2221-5662 (Print)