Preview

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология

Расширенный поиск

СБАЛАНСИРОВАННАЯ ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА ЛИЧНОСТИ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

https://doi.org/10.18323/2221-5662-2018-1-67-72

Полный текст:

Аннотация

На современном этапе развития системы высшего образования актуализируется проблема временных аспектов становления личности. Это связано с изменяющимися условиями личностно-профессионального совершенствования человека посредством реализации потенциала в высшем учебном заведении. Возможность использования своего опыта из прошлого для построения логичного будущего претворяется в настоящем. От умения синхронизировать различные временные локусы зависит способность к адаптации в изменяющихся условиях среды, самоощущение, эмоциональный комфорт и, как следствие, возможность достигать поставленных целей и планов, что особенно важно для раскрытия личностного потенциала будущего профессионала.

В статье рассматривается взаимосвязь временной перспективы личности и социально-психологической адаптации студентов вуза. Цель исследования – выявление влияния различных типов временной перспективы на адаптационный потенциал студентов вуза и связи типов временной перспективы испытуемых с их эмоциональным состоянием и способностью взаимодействовать с социальным окружением адекватно ситуации. В качестве респондентов выступили студенты социально-психологического института и института фундаментальных наук Кемеровского государственного университета. С помощью кластерного анализа были выделены две группы: студенты с показателями, более соответствующими принятым критериям сбалансированной временной перспективы (первая группа), и студенты с полярными значениями данных показателей (вторая группа). У первой группы студентов выявлены высокие показатели социально-психологической адаптации, способствующие постановке и достижению целей в будущем. Вторая группа студентов демонстрирует значимо более низкие адаптационные характеристики, проявляющиеся в негативном восприятии других людей и наличии эмоционального дискомфорта.

Об авторе

Татьяна Евгеньевна Шеина
Кемеровский государственный университет, Кемерово
Россия

аспирант



Список литературы

1. Левин К. Динамическая психология: избранные труды. М.: Смысл, 2001. 572 с.

2. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего. М.: Смысл, 2004. 608 с.

3. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. М.: Смысл, 2008. 267 с.

4. Cottle T.J. The location of experience: A manifest time orientation // Acta Psychological (Amst). 1969. Vol. 28. P. 129–149.

5. Мандрикова Е.Ю. Современные подходы к изучению временной перспективы личности // Психологический журнал. 2008. Т. 29. № 4. С. 54–65.

6. Сырцова А., Соколова Е.Т., Митина О.В. Методика Ф. Зимбардо по временной перспективе // Психологическая диагностика. 2007. № 1. C. 85–105.

7. Мазуркевич А.В., Яницкий М.С., Серый А.В. Темпоральные аспекты трансформации ценностной структуры самоидентичности в условиях кардинальных изменений жизненной ситуации // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2017. Т. 7. № 3. С. 104–122.

8. Серый А.В. Система личностных смыслов: структура, функции, динамика. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. 272 с.

9. Савлакова Н.М. Временная перспектива личности: теоретический анализ проблемы // Философия и социальные науки. 2010. № 3. С. 18–23.

10. Зимбардо Ф., Бойд Дж. Парадокс времени. Новая психология времени, которая улучшит вашу жизнь. СПб.: Речь, 2010. 352 с.

11. Zimbardo Ph.G., Boyd Jh.N. Putting Time in Perspective: A Valid, Reliable, Individual – Differences Metric // Journal of Personality and Social Psychology. 1999. Vol. 77. № 6. Р. 1271–1288.

12. Frank L.K. Time perspectives // Journal of social philosophy. 1939. Vol. 4. P. 293–312.

13. Сырцова А., Митина О.В. Возрастная динамика временных ориентаций личности // Вопросы психологии. 2008. № 2. С. 41–54.

14. Яницкий М.С., Серый А.В., Проконич О.А. Особенности временной перспективы личности представителей различных ценностных типов массового сознания // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. 2012. № 2. С. 175–180.

15. Серый А.В., Яницкий М.С. Смысловые аспекты переживания кризиса социальной идентичности при вынужденной смене жизненной ситуации // Психологические исследования. 2015. Т. 8. № 43. С. 12–17.

16. Налчаджян А.А. Психологическая адаптация. Механизмы и стратегии. М.: Эксмо, 2010. 368 с.

17. Серый А.В., Вечканова Е.М. Темпоральные аспекты актуализации смысловых граней субъективных образов переживания кризиса идентичности в период юности // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. Т. 3. № 3. С. 238–247.

18. Проконич О.А. Динамические характеристики временной перспективы личности студентов вуза в процессе обучения // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2015. № 1. С. 207–219.

19. Сырцова А., Соколова Е.Т., Митина О.В. Адаптация опросника временной перспективы личности Ф. Зимбардо // Психологический журнал. 2008. Т. 29. № 3. С. 101–109.

20. Осницкий А.К. Определение характеристик социальной адаптации // Психология и школа. 2004. № 1. С. 43–56.


Рецензия

Для цитирования:


Шеина Т.Е. СБАЛАНСИРОВАННАЯ ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА ЛИЧНОСТИ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2018;(1):67-72. https://doi.org/10.18323/2221-5662-2018-1-67-72

For citation:


Sheina T.E. BALANCED TIME PERSPECTIVE OF A PERSONALITY AS A FACTOR OF SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF UNIVERSITY STUDENTS. Science Vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology. 2018;(1):67-72. (In Russ.) https://doi.org/10.18323/2221-5662-2018-1-67-72

Просмотров: 16


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2221-5662 (Print)