ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
https://doi.org/10.18323/2221-5662-2018-1-43-48
Аннотация
В статье рассмотрены основные особенности социально-психологической адаптации юношей и девушек, оставшихся без попечения родителей в детском возрасте, на примере воспитанников центра помощи, проживающих на территории городского округа Тольятти Самарской области.
Осуществлен теоретический анализ отечественных и зарубежных психологических исследований по вопросу адаптации. По мнению современных исследователей, процесс адаптации воспитанников интернатных учреждений осложнен в виду того, что особенности жизни в интернате сильно отличаются от условий в свободной жизненной среде. У таких ребят осложнены навыки продуктивного общения с окружающими, контакты отличаются поверхностностью и поспешностью, что, в свою очередь, является дополнительными стресс-факторами. Кроме того, подобные условия жизни формируют иждивенческую личную позицию воспитанников. Один из вариантов выхода из этой ситуации – пользующиеся все большей популярностью так называемые «социальные гостиницы».
В статье представлены первичные результаты психодиагностического исследования личностного адаптационного потенциала, включающего умения регулировать свое поведение (поведенческую регуляцию), коммуникативный потенциал и моральную нормативность воспитанников интернатных учреждений. Так, большинство воспитанников интернатных учреждений обладают низким уровнем развития адаптивных способностей, что формируется особыми условиями социальной ситуации развития и проявляется в низкой способности и готовности выпускников таких учреждений приспосабливаться к социальным изменениям, менять свое поведение и установки. Вместе с тем у воспитанников с удовлетворительным и хорошим уровнем адаптивности наблюдаются более высокие показатели поведенческой регуляции и моральной нормативности, в то время как у воспитанников с низким уровнем адаптивности есть трудности с регуляцией своего поведения во взаимодействии со средой (выявлены статистически значимые различия).
Цель статьи – представление к обсуждению результатов исследования особенностей социально-психологической адаптации воспитанников интернатных учреждений.
Об авторах
Елена Анатольевна ДенисоваРоссия
кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой «Теоретическая и прикладная психология»
Ирина Михайловна Ткаченко
Россия
магистрант кафедры «Теоретическая и прикладная психология»
Список литературы
1. Волохатова В.М. Социальная поддержка выпускников детских домов // Социальная педагогика. 2012. № 2. С. 91–95.
2. Мигунова Т.А. Социальное сиротство: проблемы и пути решения // Беспризорник. 2003. № 4. С. 16–26.
3. Николаева Э.Ф., Денисова Е.А., Николаева С.Ю. Возможности системного анализа особенностей адаптации личности // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. № 4. С. 126–130.
4. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. 2001. № 1. С. 16–24.
5. Леонтьев Д.А., Мандрикова Е.Ю., Осин Е.Н. Опыт структурной диагностики личностного потенциала // Психологическая диагностика. 2007. № 1. С. 8–31.
6. Денисова Е.А., Фатхуллина Е.В. Особенности социально-психологической адаптации пожилых людей // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. № S28. С. 1–5.
7. Ефремова М.Ю. Проблемы социализации выпускников детских домов // Инновационные направления деятельности образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Современные подходы к организации образовательного процесса в МБОУ детском доме им. Талалихина. М.: Педагогика, 2011. С. 74–82.
8. Мухина В.С., Устюжанин Ф.Р. Проблемы психологического сопровождения ребенка с трудностями в поведении // Развитие личности. 2014. № 1. С. 216–217.
9. Корнеева Т.П. Особенности социально-психологической адаптации воспитанников детских домов в средних профессиональных учебных заведениях // Транспортное дело России. 2013. № 1. С. 78–79.
10. Безрукова А.Н., Голубь О.В. Проблема оценки эффективности жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающих семьях // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2011. № 32. С. 163–167.
11. Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья. М.: Генезис, 2006. 259 с.
12. Рудов А.Г., Красницкая Г.С. Как усыновить ребенка. В помощь будущим усыновителям. Ростов на/Д.: Феникс, 2011. 288 с.
13. Присяжная Н.В. Дети-сироты постинтернатное жизнеустройство // Социологические исследования. 2007. № 11. С. 54–63.
14. Буровихина И.А., Леонтьев Д.А., Осина Е.Н. Силы характера как ресурсы личности подростка // Психологическая диагностика. 2007. № 1. С. 107–127.
15. Дубровина И.В., Минкова Э.А. Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения // Детский дом. 2006. № 19. С. 12–14.
16. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. Изд. 3-е. СПб.: Питер, 2007. 414 с.
17. Дубровина И.В., Лисина М.И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи // Возрастные особенности психического развития детей. М.: Педагогика, 1998. С. 58–64.
18. Кондратьев М.Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений. СПб.: Питер, 2005. 304 с.
19. Интеграция детей с особенностями развития в образовательное пространство: сборник статей, методических материалов, нормативно-правовых документов / под ред. Л.М. Шипицыной. М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2006. 260 с.
20. Маклаков А.Г., Чермянин С.В. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) // Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара: БАХРАХ-М, 2001. С. 549–558.
Рецензия
Для цитирования:
Денисова Е.А., Ткаченко И.М. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2018;(1):43-48. https://doi.org/10.18323/2221-5662-2018-1-43-48
For citation:
Denisova E.A., Tkachenko I.M. SPECIAL ASPECTS OF SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF THE RESIDENTIAL INSTITUTIONS INMATES. Science Vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology. 2018;(1):43-48. (In Russ.) https://doi.org/10.18323/2221-5662-2018-1-43-48