Preview

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология

Расширенный поиск

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ: КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ

https://doi.org/10.18323/2221-5662-2018-1-38-42

Полный текст:

Аннотация

Исследование проблемы эмоциональной устойчивости личности будущих педагогов-психологов остается по-прежнему актуальным, что объясняется рядом причин: недостаточностью изученности, потребностью в специалистах, обладающих эмоциональной устойчивостью и способностью к ее развитию, и другое. Эмоциональная устойчивость как интегративное свойство личности является важным для педагогов-психологов. По-прежнему нет четкого определения эмоциональной устойчивости личности и отсутствует общее понимание структуры, критериев, механизмов и условий развития.

В статье представлен краткий анализ психологических исследований эмоциональной устойчивости; ее компоненты, критерии, показатели, их соотношение, а также результаты эмпирического исследования, направленного на изучение проявлений конкретных характеристик эмоциональной устойчивости.

Любая личностная характеристика, затрагивающая эмоциональную сферу, может представлять собой континуум: от самого низкого уровня до самого высокого, от негативного до позитивного. Выделенные в статье критерии и показатели рассматриваются в обозначенном континууме: мотивационный критерий (слабая мотивация – высокая мотивация); когнитивный критерий (полнота знаний – дефицит знаний и их бессистемность); эмоциональный критерий (эмоциональная пассивность – эмоциональная возбудимость); волевой критерий (чувство беспомощности, отсутствие навыков самоконтроля – чрезмерная самоуверенность, самоконтроль); коммуникативный критерий (коммуникативная пассивность – коммуникативная агрессивность). В результате проведенного эмпирического исследования выявлены три дифференцированные группы студентов – будущих педагогов-психологов по доминированию развития одного, двух или трех критериев. В группе «доминирование по одному критерию» чаще всего отмечается доминирование коммуникативного критерия (18,58 %); в группе «доминирование по двум критериям» чаще всего представлено преобладание волевого и эмоционального критериев (7,08 %); в группе «доминирование по трем критериям» представлено сочетание коммуникативного, эмоционального и волевого критериев (1,77 %).

Об авторах

Наталья Ивановна Вьюнова
Воронежский государственный университет, Воронеж
Россия

доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и педагогической психологии факультета философии и психологии



Виктория Юрьевна Плотникова
Гимназия № 5, Воронеж
Россия

педагог-психолог



Светлана Ивановна Пуртова
Воронежская городская поликлиника № 10, Воронеж
Россия

ведущий специалист отдела кадров



Список литературы

1. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта. М.: Прогресс, 1965. 534 с.

2. Рибо Т. Психология чувств. СПб.: Ф. Павленков, 1898. 480 с.

3. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. М.: Прогресс, 1975. 284 с.

4. Аболин Л.М. Эмоциональная устойчивость и пути ее повышения // Во-просы психологии. 1989. № 4. С. 141–149.

5. Зильберман П.Б. Эмоциональная устойчивость оператора // Очерки психологии труда оператора. М.: Наука, 1974. С. 138–172.

6. Марищук В.Л., Платонов К.К., Плетницкий Е.А. Напряженность в полете. М.: Воениздат, 1969. 117 с.

7. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. 2-е изд. СПб.: Питер, 2011. 784 с.

8. Яроцкий А.И., Космолинский Ф.П., Попов А.К. Эмоции человека в нормальных и стрессорных условиях. Гродно: ГрГУ, 2001. 494 с.

9. Ашихмина О.А. Эмоциональная устойчивость психологов системы образования на разных этапах профессионализации : автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2010. 26 с.

10. Баландин В.И., Дорофеев В.А. Изучение эмоционального компонента психических состояний спортсменов // Теория и практика физической культуры. 1988. № 4. С. 49–52.

11. Савченков А.В. Развитие эмоциональной устойчивости будущих педагогов в высшем учебном заведении : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2010. 24 с.

12. Яковлева Ю.В. Педагогическое обеспечение развития эмоциональной устойчивости будущих учителей : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ярославль, 2015. 23 с.

13. Вьюнова Н.И., Кривотулова Е.В., Поволяева С.И. Риски в профессиональной деятельности педагога: эмоциональный аспект // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2014. № 1. С. 28–32.

14. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Институт Психотерапии, 2002. 490 с.

15. Павловская Н.Г. Коммуникативная толерантность как профессионально значимое качество учителя // Карельский научный журнал. 2015. № 2. С. 45–49.

16. Зверьков А.Г., Эйдман Е.В. Диагностика волевого самоконтроля опросник (ВСК) // Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. М.: МГУ, 1990. С. 116–126.

17. Шапарь В.Б. Практическая психология. Психодиагностика отношений между родителями и детьми. Ростов н/Д.: Феникс, 2006. 432 с.

18. Пакулина С.А., Кетько С.М. Методика диагностики мотивации учения студентов педагогического вуза // Психологическая наука и образование www.psyedu.ru. 2010. № 1. С. 1–11.

19. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Речь, 2003. 350 с.

20. Вьюнова Н.И., Пуртова С.И. Изучение связи эмоциональной возбудимости и волевого самоконтроля будущих педагогов-психологов: покурсовая динамика // Психология образования в поликультурном пространстве. 2015. Т. 3. № 31. С. 6–12.


Рецензия

Для цитирования:


Вьюнова Н.И., Плотникова В.Ю., Пуртова С.И. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ: КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2018;(1):38-42. https://doi.org/10.18323/2221-5662-2018-1-38-42

For citation:


Vjyunova N.I., Plotnikova V.Yu., Purtova S.I. EMOTIONAL STABILITY OF FUTURE EDUCATIONAL PSYCHOLOGIST: CRITERIA AND INDICATORS. Science Vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology. 2018;(1):38-42. (In Russ.) https://doi.org/10.18323/2221-5662-2018-1-38-42

Просмотров: 21


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2221-5662 (Print)