Preview

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология

Расширенный поиск

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗОВ В КНР

https://doi.org/10.18323/2221-5662-2018-1-18-22

Полный текст:

Аннотация

Актуальность выбранной для исследования тематики прежде всего обусловлена реформированием и развитием системы высшего образования в КНР и стремлением страны гарантировать и повысить качество высшего образования на фоне его интенсивного развития. После окончания «культурной революции» в Китае радикальные социально-политические, экономические и культурные изменения требуют как соответствующего преобразования высшего образования, так и оценки его качества. До сегодняшнего дня в Китае полноценная единая система оценки деятельности вузов для обеспечения и постоянного повышения качества высшего образования еще не сформирована. В статье обобщаются основные причины необходимости обновления системы оценки деятельности вузов в китайских новых социальных условиях, описывается процесс развития и совершенствования данной системы в контексте развития китайского высшего образования. Представлен анализ функций и технологий различных механизмов оценки в этой системе, таких как аккредитация, оценка аккредитованных специальностей подготовки в вузах, оценка образовательной деятельности по бакалаврской подготовке вузов, лицензирование, самообследование вузов и независимая профессионально-общественная оценка. На конкретных примерах отмечен процесс реализации и оптимизации вышеперечисленных оценочных инструментов, указаны их функциональные и методологические недостатки, а также несистемное и некоординированное взаимодействие. На основании результатов проведенной работы по оценке деятельности вузов в Китае и с учетом стратегических приоритетов развития образования в 2010–2020 гг. показаны тенденции развития системы оценки деятельности китайских вузов для повышения эффективности данной системы и обеспечения качества высшего образования страны. 

Об авторе

Хайкунь Шао
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва
Россия

стажер факультета педагогического образования



Список литературы

1. Цзя Юнтан, Ло Хуатао. Историческое исследование по пути развития высшего образования в КНР с точки зрения теории позднего развития // Высшее образование. 2016. № 5. С. 1–12.

2. Чжоу Ляншу, Чжу Мэнгуан. Роль КПК в развитии вузов в 1978–1989 гг. // Исследование истории КПК и обучение. 2013. № 5. С. 21–29.

3. Чжан Сыву. Развитие китайского высшего образования: масштаб и качество // Вестник Сычуаньского педагогического университета. Серия: Социальные науки. 2006. № 1. С. 40–46.

4. Чэн Туншунь, Гао Фэй. Реформа системы государственной аккредитации вуза в современном Китае // Высшее образование в провинции Цзянсу. 2007. № 4. С. 80–83.

5. Се Гуйхуа. Государственная аккредитация вуза и подготовка магистрантов и докторантов после проведения политики реформ и открытости в Китае: историческое развитие и скачок // Исследование высшего образования в Китае. 2008. № 12. С. 6–10.

6. Ду Ин. Государственная аккредитация вуза в КНР: положение и реформа // Учёная степень и подготовка магистрантов и докторов. 2008. № 8. С. 61–66.

7. Су Чжаобинь, Ли Тяньян. Обзор системы государственной аккредитации вуза в Китае // Подготовка магистрантов и докторов. 2011. № 2. С. 11–14.

8. Ган Хуэй, Ло Юнь, Сунь Чжицян. Выбор стратегии совершенствования показателей оценки аккредитованных специальностей // Исследование высшего образования в Китае. 2011. № 24. С. 16–19.

9. Ван Дань, Ляо Хэн. Оценка образовательной деятельности вузов по бакалаврской подготовке: состояние и перспектива // Экзамен. 2010. № 22. С. 195–196.

10. Ли Чжихун. Механизм оценки образовательной деятельности вузов по бакалаврской подготовке // Вестник Национальной академии образовательной администрации. 2005. № 8. С. 3–8.

11. Ву Дунфан, Сы Сяохун. Оценка образовательной деятельности по бакалаврской подготовке вузов: оценка и рефлексия // Вестник Шаньси педагогического университета. Серия. Философия и социальные науки. 2009. № 1. С. 122–128.

12. Шао Х., Попов Л.В. Оценка образовательной деятельности вузов КНР на уровне бакалавриата // Ломоносовские чтения: сборник статей и тезисов научной конференции. Вып. 13. М.: МАКС Пресс, 2015. С. 30–36.

13. Ло Дунхай. Инновационное развитие системы оценки вузовской бакалаврской подготовки // Оценка качества высшего образования в Китае. 2009. № 1. С. 53–56.

14. Лю Чжэньтянь. Комплексное конструирование и системные инновации оценки образовательной деятельности по бакалаврской подготовке в новом этапе // Высшее образование. 2012. № 3. С. 23–28.

15. Го Хуэй, Тан Вэйхуа, Лю Линь. Самообследование вузов и улучшение образовательного качества // Высшее техническое образование. 2012. № 3. С. 146–152.

16. Жуан Чжэньчжэн, Мэн Сянчэнь. Самообследование вузов в Китае: логика, проблемы и решение // Мэйтан Высшее образование. 2017. № 4. С. 11–15.

17. Чжан Хунли. Состояние реализации отчётности вузов по качеству бакалаврской подготовки в Китае // Исследование в области юридического образования. 2015. № 2. С. 306–319.

18. Чжан Чжиюнь. Проблемы оценки качества высшего образования // Сычуаньский университет искусств и наук. 2010. № 4. С. 107–110.

19. Попов Л.В., Шао Хайкунь. Оценка вузов КНР в национальных и международных рейтингах // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2015. № 2. С. 99–116.

20. Юй Сяобо, Лу Циюе, Ван Лэй. Независимая оценка качества вузов // Высшее образование. 2015. № 4. С. 33–38.


Рецензия

Для цитирования:


Шао Х. РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗОВ В КНР. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2018;(1):18-22. https://doi.org/10.18323/2221-5662-2018-1-18-22

For citation:


Shao H. THE DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF ASSESSMENT OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS’ ACTIVITY IN THE PRC. Science Vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology. 2018;(1):18-22. (In Russ.) https://doi.org/10.18323/2221-5662-2018-1-18-22

Просмотров: 20


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2221-5662 (Print)