Preview

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология

Расширенный поиск

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЦЕСАРЕВИЧА АЛЕКСАНДРА В XIX ВЕКЕ

https://doi.org/10.18323/2221-5662-2018-1-12-17

Полный текст:

Аннотация

Исследование посвящено изучению воспитания и образования цесаревича Александра Николаевича. Рассмотрены теоретические аспекты воспитательного и образовательного процесса великого князя. В исследовании использованы личные воспоминания: письма, дневники, мемуары семьи Александра Николаевича и его воспитателей. В предыдущие годы подготовке наследников престола уделялось недостаточное внимание. На новом этапе развития исторической науки необходимо вернуться к теме исследования системы образования и воспитания наследников престола. В связи с падением общего уровня высшего образования тема исследования особо актуальна. Исследование направлено на изучение формирования системы воспитания и образования в рамках элитопедагогического подхода, элитарной системы обучения в истории XIX столетия. Автор прослеживает этапы подготовки наследника к престолу. Особое внимание уделяется характерным особенностям в воспитании великого князя. Особо автором выделена нравственная составляющая воспитательного и образовательного процесса. Показана роль государя в воспитании Александра Николаевича. Рассмотрен режим дня и расписание учебных предметов великого князя. В образовательном процессе обозначены три этапа подготовки: а) обучение общим дисциплинам, б) курс основных наук, в) обучение, ориентированное на практическую деятельность, в каждом из которых были выделены характерные особенности. Отмечено внимание воспитателей к физическому и творческому развитию наследника престола. В работе представлены педагогические взгляды преподавателей, наиболее приближенных к наследнику престола, и в том числе наставления Николая Павловича великому князю.

Об авторе

Елена Олеговна Мурзыкаева
Забайкальский государственный университет, Чита
Россия

аспирант психолого-педагогического факультета 



Список литературы

1. Татищев С.С. Детство // Император Александр II. Его жизнь и царствование. Книга Первая. До воцарения. 1818–1855 гг. М.: АСТ, 2006. С. 9–114.

2. Глинский Б.Б. Царские дети и их наставники. СПб.: Типография М.О. Вольфа, 1912. 321 с.

3. Чулков Г.И. Императоры. М.: Олма-Медиа Групп, 2015. 304 с.

4. Любош С. Последние Романовы. М.: Астрель, 2010. 271 с.

5. Ляшенко Л. Александр II, или История трех одиночеств. М.: Молодая Гвардия, 2002. 93 с.

6. Чавчавадзе Д.П. Великие князья. Екатеринбург: СВ-96, 1998. 325 с.

7. Бокова В.М. Детство в царском доме. Как растили наследников русского престола. М.: Ломоносовъ, 2011. 304 с.

8. Романовы. Исторические портреты. Т. II. 1762–1917. Екатерина II – Николай II / под ред. А.Н. Сахарова. М.: Ариадна, 1997. 862 с.

9. Выскочков Л.В. Император Николай Первый: человек и государь. СПб.: СПбГУ, 2001. 644 с.

10. Боханов А.Н. Романовы. Сердечные тайны. М.: АСТ-Пресс Книга, 2003. 400 с.

11. Зимин И.В. Взрослый мир императорских резиденций вторая четверть XIX – начала XX веков. М.: Центрполиграф, 2010. 430 с.

12. Из альбомов императрицы Александры Федоровны. Воспоминания 1817–1820. Письма В.А. Жуковскому 1836–1842 // Литература и жизнь. URL: dugward.ru/library/nikolay1/alexandra_feod_albom.html.

13. Из записок Е.Н. Львовой // Николай I и его время. Документы. Письма. Мемуары. Т. II. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. С. 312–326.

14. Мердер К.К. Записки Мердера К.К., воспитателя цесаревича Александра Николаевича, 1824–1834 гг. СПб.: тип. В.С. Балашева, 1885. 183 с.

15. Записки воспитателя 1826–1832 г. // Александр II. Воспоминания. Дневники. СПб.: Пушкинский Фонд, 1995. С. 57–78.

16. Жуковский В.А. Полное собрание сочинений и писем. В 20 т. Том XIII. Дневники. Письма-дневники. Записные книжки. 1804–1833. М.: Языки славянской культуры, 2004. 608 с.

17. Из курса, читанного Его Императорскому Высочеству Государю Великому Князю Наследнику Цесаревичу Александру Николаевичу, протоиереем В.Б. Бажановым курса по Закону Божию // Сборник Императорского Русского исторического общества. Т. 30. 1826–1838. Годы учения Его императорского Высочества Наследника цесаревича Александра Николаевича, ныне благополучно царствующего Государя Император. Т. I. СПб.: Типография Второго отделения Е.И.В. Канцелярии, 1880. С. 104–117.

18. Жуковский В.А. Полное собрание сочинений и писем. В 20 т. Том XIV. Дневники. Письма-дневники. Записные книжки. 1834–1847. М.: Языки славянской культуры, 2004. 768 с.

19. Паткуль М.А. Воспоминания // Исторический вестник. 1902. Т. LXXXVIII. Гл. IV. С. 840–841.

20. Паткуль М.А. Воспоминания Марии Александровны Паткуль, урожденной маркизы де Траверсе, за три четверти XIX столетия. М.: Гос. историческая библиотека, 2014. 334 с.

21. Введение в историю французской революции. О.И. Липмана. 1832 г. // Сборник Императорского Русского исторического общества. Т. 30. 1826–1838. Годы учения Его императорского Высочества Наследника цесаревича Александра Николаевича, ныне благополучно царствующего Государя Император. Т. I. СПб.: Типография Второго отделения Е.И.В. Канцелярии, 1880. С. 269–287.

22. Классное сочинение Его Императорского Высочества Государя Великого Князя Наследника Цесаревича Александра Николаевича // Сборник Императорского Русского исторического общества. Т. 30. 1826–1838. Годы учения Его императорского Высочества Наследника цесаревича Александра Николаевича, ныне благополучно царствующего Государя Император. Т. I. СПб.: Типография Второго отделения Е.И.В. Канцелярии, 1880. С. 490–491.

23. Введение в историю Государства Российского. Обозрение Российской Империи // Сборник Императорского Русского исторического общества. Т. 30. 1826–1838. Годы учения Его императорского Высочества Наследника цесаревича Александра Николаевича, ныне благополучно царствующего Государя Император. Т. I. СПб.: Типография Второго отделения Е.И.В. Канцелярии,1880. С. 117–145.

24. Обозрение окончательного курса наук Его Императорского Высочества Государя Великого Князя Наследника Цесаревича, 1832 г. // Сборник Императорского Русского исторического общества. Т. 30. 1826–1838. Годы учения Его императорского Высочества Наследника цесаревича Александра Николаевича, ныне благополучно царствующего Государя Император. Т. I. СПб.: Типография Второго отделения Е.И.В. Канцелярии, 1880. С. 51–61.

25. План учения Его Императорского Высочества Государя Великого Князя Наследника Цесаревича Александра Николаевича // Сборник Императорского Русского исторического общества. Т. 30. 1826–1838. Годы учения Его императорского Высочества Наследника цесаревича Александра Николаевича, ныне благополучно царствующего Государя Император. Т. I. СПб.: Типография Второго отделения Е.И.В. Канцелярии, 1880. С. 1–21.

26. О законах. Беседы с Его Императорским Высочеством Государем Великим Князем Наследником Цесаревичем Александром Николаевичем М.М. Сперанского, с 12.10.1835 по 10.04.1837 гг. // Сборник Императорского Русского исторического общества. Т. 30. 1826–1838. Годы учения Его императорского Высочества Наследника цесаревича Александра Николаевича, ныне благополучно царствующего Государя Император. Т. I. СПб.: Типография Второго отделения Е.И.В. Канцелярии, 1880. С. 323–490.

27. Порядок учения учении Его Императорского Высочества Государя Великого Князя Александра Николаевича на 1832 и 1846 гг. // Сборник Императорского Русского исторического общества. Т. 30. 1826–1838. Годы учения Его императорского Высочества Наследника цесаревича Александра Николаевича, ныне благополучно царствующего Государя Император. Т. I. СПб.: Типография Второго отделения Е.И.В. Канцелярии, 1880. С. 45–51.

28. Инструкция и наставление цесаревичу // Николай I и его время. Документы. Письма. Мемуары. Т. I. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. С. 173–178.


Рецензия

Для цитирования:


Мурзыкаева Е.О. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЦЕСАРЕВИЧА АЛЕКСАНДРА В XIX ВЕКЕ. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2018;(1):12-17. https://doi.org/10.18323/2221-5662-2018-1-12-17

For citation:


Murzykaeva E.O. THE MAIN CONTENT OF EDUCATION AND UPBRINGING OF TSESAREVICH ALEXANDER IN THE NINETEENTH CENTURY. Science Vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology. 2018;(1):12-17. (In Russ.) https://doi.org/10.18323/2221-5662-2018-1-12-17

Просмотров: 14


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2221-5662 (Print)