Preview

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология

Расширенный поиск

МОНАРШЕЕ СЛУЖЕНИЕ КАК ОБЪЕКТ ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ

https://doi.org/10.18323/2221-5662-2018-2-52-56

Полный текст:

Аннотация

В настоящее время утраты духовных ориентиров, социальной разобщенности и военных конфликтов общество особенно нуждается в лидерах, воспитанных в духе гражданственности, патриотизма и самоотверженности. Примером такого воспитания может послужить религиозно-нравственная подготовка наследников русского престола к их царскому служению. В статье проводится культурно-исторический анализ концепта «служение» и отдельного его феномена, присущего временам царской Руси, – «монаршего служения». Дается теологическое обоснование харизмы царской власти в ее религиозном и культурно-историческом контексте. В результате анализа богословских трактатов и трудов русских религиозных философов раскрывается духовно-сакральный смысл царского служения, усматривается параллель между голгофским подвигом Христа, как наивысшей формой служения ближнему, и миссией царя земного, как «иконы», образа и подобия Царя Небесного. Подчеркивается уникальность медиаторской функции монарха как посредника между Богом и народом, его одновременный статус как высшего представителя суверенитета, так и вассалитета. Утверждается, что миссия православного царя, Божьего помазанника, заключалась не только в несении ответственности за подданных при строгом наблюдении за исполнением ими законов, но и в личном духовном возрастании правителя, кульминационной ступенью которого являлась готовность к подвигу самопожертвования. Делается вывод об онтологическом характере и универсальности такого понятия, как «служение ближнему», на примере героических поступков наших соотечественников из разных эпох и социально-правовых групп. Утверждается необходимость возврата в предметное поле современной педагогической науки идеи «служения ближнему» как нормы жизни.

Об авторе

Марина Алексеевна Токмачева
Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко, Луганск
Украина

аспирант кафедры педагогики



Список литературы

1. Новый Завет. М.: Даниловский благовестник, 2013. 1152 с.

2. Основы социальной концепции Русской православной церкви. М.: Моск. Патриархия, 2000. 159 с.

3. Тимошина Е.В. Теория «Третьего Рима» в сочинениях «Филофеева цикла» // Правоведение. 2005. № 4. С. 181–208.

4. Чин поставления на царство царя Алексея Михайловича. Сообщено архим. Леонидом // Памятники древней письменности и искусства ОЛДП. СПб.: ОЛДП, 1882. Т. 7. Вып. 16. С. 31–36.

5. Успенский Б.А. Царь и патриарх: харизма власти в России // Избранные труды. М.: Языки русской культуры,1996. Т. 1. С. 187–189.

6. Боханов А.Н. Самодержавие. Идея царской власти. М.: Русское слово, 2002. 352 с.

7. Даль В.И. Пословицы русского народа. М.: Гос. изд-во худ. лит-ры, 1957. 900 с.

8. Успенский Б.А. Избранные труды. Т. 1. Семиотика истории. М.: Гнозис, 1994. 429 с.

9. Святитель Димитрий Ростовский. Речь к Петру Великому // Поучения и слова. М.: Проспект, 2017. 597 с.

10. Зинченко В.П. Культурно-историческая психология: опыт амплификации // Вопросы психологии. 1993. № 4. С. 61–66.

11. Mirimanoff A.J. Les principes de la Mediation. Genève: Slatkine, 2014. 24 p.

12. Флоренский П. Около Хомякова // Собрание сочинений. В 4х т. Т. 2. М.: Мысль, 1996. С. 298–304.

13. Филарет, митрополит Московский (Дроздов). Слова и речи синодального члена Филарета, митрополита Московского. В 3 ч. Ч. 3. М.: Типография Грачева и Комп, 1861. 390 с.

14. Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. М.: Эксмо, 2016. 608 с.

15. Булгаков Сергий, протоиерей. Православие. Париж: ИМКА-Пресс, 1964. 403 с.

16. Семенко В.П. Время Церкви. М.: Независимый фонд возрождения церковного искусства, 1998. 174 с.

17. Ильин И.А. О монархии и республике. Нью-Йорк: Содружество, 1979. 329 с.

18. Громов М.Н. Максим Грек. М.: Мысль, 1983. 198 с.

19. Архив К.Д. Ушинского. В 4 т. Т. 4. М.: АПН РСФСР, 1962. 721 с.

20. Боханов А.Н. Российская империя. Образ и смысл. М.: Директ-Медиа, 2014. 662 с.

21. Палеолог Ж.М. Царская Россия во время мировой войны. М.: Директ-Медиа, 2014. 224 с.

22. Мультатули П. Кругом измена, трусость и обман. Подлинная история отречения Николая II. М.: Астрель, 2012. 443 с.


Рецензия

Для цитирования:


Токмачева М.А. МОНАРШЕЕ СЛУЖЕНИЕ КАК ОБЪЕКТ ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2018;(2):52-56. https://doi.org/10.18323/2221-5662-2018-2-52-56

For citation:


Tokmacheva M.A. MONARCHICAL SERVICE AS AN OBJECT OF PHILOSOPHICAL AND PEDAGOGICAL UNDERSTANDING. Science Vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology. 2018;(2):52-56. (In Russ.) https://doi.org/10.18323/2221-5662-2018-2-52-56

Просмотров: 16


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2221-5662 (Print)