ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГАРМОНИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА
https://doi.org/10.18323/2221-5662-2018-3-78-82
Аннотация
В статье рассматривается проблема гармоничности личности студентов. Теоретически обосновано содержание понятия гармоничности личности в русле интегрального подхода, эмпирически определены психологические особенности гармоничности личности студентов. Гармоничная личность представляет собой личность с оптимально интегрированной внутренней динамической структурой, оптимальной согласованностью с окружающим миром и оптимально протекающей жизнедеятельностью. Путем эмпирического исследования определено, что гармоничность личности студентов вуза находится на низком и среднем уровнях выраженности, что обусловлено возрастными особенностями и становлением процессов самоактуализации и самореализации личности. Среди преобладающих показателей гармоничности у студентов выявлены компоненты «самостоятельность», «самогармонизация личности» и «конструктивность общения», тогда как низкий уровень выраженности зафиксирован по шкалам «жизненное самоопределение», «жизненная самореализация» и «позитивность самооценки».
В исследовании гармоничности личности студентов учитывались как объективные показатели интегральной гармоничности, так и субъективное самоощущение гармоничности, психологическое благополучие личности студентов. Определены взаимосвязи между этими разносторонними показателями общей гармоничности студентов и сделаны следующие выводы. Гармоничность студентов обуславливается высоким уровнем самостоятельности и наличием жизненных целей, выстраиванием процессов целеполагания. С одной стороны, снижение локуса направленности на межличностные отношения с людьми, а с другой стороны, уменьшение эгоцентризма и обособленности повышают уровень выраженности гармоничности студентов. Высокие показатели самоудовлетворения препятствуют развитию гармоничности студентов выборки.
При недостаточно сформированном уровне развития гармоничности личности у студентов отмечается положительная динамика в изменениях ее показателей от первого к четвертому курсу по следующим компонентам: «позитивность самооценки», «самогармонизация личности», «жизненное самоопределение», «самостоятельность», тогда как по показателю «жизненная самореализация» зафиксированы отсутствие изменений в развитии и самая многочисленная группа студентов с низким уровнем проявления этой характеристики. Полученные результаты определяют проблему, заключающуюся в определении причин такой стагнации, а также условий и подходов психологического сопровождения развития интегративной гармоничности и ее отдельных компонентов у студентов в период обучения в высшем учебном заведении.
Об авторах
Ирина Владимировна КостаковаРоссия
кандидат психологических наук, доцент кафедры «Дошкольная педагогика, прикладная психология»
Луиза Ильдаровна Яфясова
Россия
магистрант кафедры «Дошкольная педагогика, прикладная психология»
Список литературы
1. Аристотель. О душе // Сочинения. Т. 1. М.: Мысль, 1976. С. 371–448.
2. Гегель Г. Эстетика. Т. 1. М.: Искусство, 1968. 330 с.
3. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1981. 416 с.
4. Шефтсбери Э. Эстетические опыты. М.: Искусство, 1974. 536 с.
5. Самуэлс Э. Юнг и постъюнгианцы. Курс юнгианского психоанализа. М.: ЧеРо, 1997. 416 с.
6. Maslow A.H. Toward a Psychology of Being. New York: Litton Education Publishing, 1968. 240 p.
7. Frankl V. The Doctor and the Soul. New York: Knopf, 1955. 280 p.
8. Ассаджиоли Р. Психосинтез: теория и практика. М.: REFL-book, 1994. 314 с.
9. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. М.: Институт практической психологии, 1998. 480 c.
10. Гроф С. Духовный кризис. М.: МТМ, 1995. 256 c.
11. Додонов Б.И. Эмоциональные типы, типичность и гармоническое развитие личности // Вопросы психологии. 1978. № 3. С. 169–181.
12. Божович Л.И. Избранные психологические труды. 2-е изд. М.: Институт практической психологии, 1997. 352 с.
13. Милтс А.А. Гармония и дисгармония личности. М.: Политическая литература, 1990. 224 c.
14. Мотков О.И. Основные понятия теории природной и гармоничной личности. М.: Педагогика, 2003. 248 c.
15. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Эксмо, 2005. 136 с.
16. Кон И.С. Психология юношеского возраста: проблемы формирования личности. М.: Просвещение, 1979. 175 с.
17. Freud S. Psychopathology of Everyday Life. Munich: List-Ferlag, 1901. 100 p.
18. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996. 344 с.
19. Maddi S.R., Khoshaba D.M. Hardiness and Mental Health // Journal of Personality Assessment. 1994. Vol. 63. P. 265–274.
20. Мотков О.И. Тест интегральной гармоничности личности. М.: Маска, 2015. 100 с.
21. Ryff C.D., Keyes C.L.M. The structure of psychological well-being revisited // Journal of Personality and Social Psychology. 2000. Vol. 4. P. 12–27.
22. Палык Н.В. Духовная личностная направленность как фактор гармонизации характера в юношеском возрасте // Национальный психологический журнал. 2015. № 1. С. 88–95.
23. Щукина М.А. Проблема саморазвития личности в парадигме культурно-исторической психологии // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Т. 6. № 4. С. 81–92.
24. Щукина М.А. Cтадия лиминальности в саморазвитии личности // Учёные записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2017. Т. 27. № 1. С. 45–51.
25. Лепешинский Н.Н. Адаптация опросника «Шкала психологического благополучия» К. Рифф // Психологический журнал. 2007. № 3. С. 24–37.
Рецензия
Для цитирования:
Костакова И.В., Яфясова Л.И. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГАРМОНИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2018;(3):78-82. https://doi.org/10.18323/2221-5662-2018-3-78-82
For citation:
Kostakova I.V., Yafyasova L.I. PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF HARMONIOUS PERSONALITY OF THE UNIVERSITY STUDENTS. Science Vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology. 2018;(3):78-82. (In Russ.) https://doi.org/10.18323/2221-5662-2018-3-78-82