Preview

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология

Расширенный поиск

ДИАГНОСТИКА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О ТРАДИЦИОННЫХ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛАХ: МАТЕРИАЛЫ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ РЕГИОНЕ

https://doi.org/10.18323/2221-5662-2018-3-20-27

Полный текст:

Аннотация

Вопрос приобщения детей к традиционным народным промыслам России является на сегодняшний день одним из актуальных. Ознакомление юных граждан РФ с народными традиционными промыслами помогает сформировать их интерес и уважение к традициям и культуре народов, проживающих рядом, в частности в таком поликультурном регионе, как Оренбургская область.

В статье приведен анализ последних исследований и публикаций, свидетельствующий о возрастающем интересе наций к историческому и культурному наследию. Авторами характеризуются представления детей старшего дошкольного возраста, проживающих в условиях поликультурного региона, о традиционных народных промыслах России (гжель, городецкая роспись, русская матрешка, дымковская игрушка), показаны особенности формирования представлений детей дошкольного возраста в поликультурном регионе.

Предложен диагностический инструментарий и описана диагностика представлений детей старшего дошкольного возраста о традиционных народных промыслах. На основе теоретического анализа выделены критерии, показатели и уровни сформированности представлений о традиционных народных промыслах России; представлена критериальная характеристика представлений дошкольников на материале народных промыслов (русская матрешка, гжель, городецкая роспись, дымковская игрушка); проведено диагностическое исследование; осуществлен анализ результатов количественных и качественных показателей диагностического исследования представлений детей старшего дошкольного возраста о традиционных народных промыслах России.

Результаты проведенной диагностики свидетельствуют о возможности формирования представлений детей о традиционных народных промыслах в условиях дошкольной образовательной организации в поликультурном регионе, о повышении уровня представлений детей о народных традиционных промыслах.

Предложен следующий этап работы с детьми дошкольного возраста по изучению представлений детей о народных промыслах на материале тюркского орнамента.

Об авторах

Елена Александровна Лупандина
Оренбургский государственный педагогический университет, Оренбург
Россия

старший преподаватель кафедры художественно-эстетического воспитания



Наталья Анатольевна Воробьева
МБДОУ «Тополек», Юный
Россия

воспитатель



Список литературы

1. Илюкевич А.П. Поликультурное образование в эпоху глобализации и информатизации современного общества // Лингвокультурное образование в системе вузовской подготовки специалиста. 2017. Т. 1. № 2. С. 19–25.

2. Кузнецова Л.А. Народное искусство // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2010. № 3-2. С. 352–355.

3. Амелин В.В., Денисов Д.Н., Моргунов К.А. Религии Оренбургского края: систематическое описание. В 3-х т. Т. 3. Ислам. Иудаизм. Бахаизм. Индуизм. Буддизм. Новые религиозные движения. Оренбург: Университет, 2015. 302 с.

4. Русакова Т.Г., Бреусова Т.А. Эстетическая развивающая среда образовательного учреждения поликультурного региона: компоненты, функции, критерии, оценки // Вестник Оренбургского государственного университета. 2011. № 9. С. 125–129.

5. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры: теория и практика. М.: Изобразительное искусство, 1983. 343 с.

6. Бакушинский А.В. Художественное и творческое воспитание. Опыт исследования на материале пространственных искусств. М.: Карапуз, 2009. 240 с.

7. Богуславская И.Я. Проблемы традиций в искусстве современных народных промыслов // Творческие проблемы современных народных художественных промыслов: сборник статей. Л.: Художник РСФСР, 1981. С. 16–43.

8. Вагнер Г.К. О природе народного искусства // Народное искусство и современная культура. Проблемы сохранения и развития традиций: материалы Всесоюзной с международным участием научно-творческой конференции. М.: НИИ теории и истории изобразит. искусств, 1991. С. 32–38.

9. Флерина Е.А. Основные принципы художественного воспитания детей // Дошкольное воспитание. 2009. № 7. С. 10–13.

10. Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2010. 141 с.

11. Геленда Н.О., Иванова Т.Ф., Кравченко Н.Н. Использование народных художественных промыслов России в художественно-эстетическом воспитании дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. 2018. № 1. С. 40–42.

12. Антипова Т.Б. Традиционные ремесла и промыслы в «кормящем ландшафте» нижнего Поволжья: потери и обретения // Общество. Среда. Развитие. 2009. № 3. С. 64–72.

13. Гамзатова Г.К., Меджидова М.К. Изучение основ народных художественных промыслов как средство развития творческих способностей учащихся (на материале Республики Дагестан) // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2016. № 3. С. 160–167.

14. Гайманова Е.В. Формирование этнохудожественных представлений и культурных идеалов средствами дореволюционной периодической печати для детей и юношества // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2011. № 4. С. 90–95.

15. Зырянова С.М. Педагогическая технология формирования представлений о художественном образе у детей 6–7 лет // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. № S17. С. 11–15.

16. Бахтеева Э.И. Формирование ценностного отношения к национальной культуре у детей дошкольного возраста как основы поликультурной компетенции личности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2015. Т. 15. № 2. С. 73–78.

17. Чурбанова Е.Н., Лупандина Е.А. Народное декоративно-прикладное искусство как вид культурных практик в дошкольном образовательном учреждении // Наука сегодня: теория, практика, инновации XXIII: сборник статей Международной научно-практической конференции. Астрахань: Олимп, 2017. С. 294–298.

18. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Академия, 2012. 456 с.

19. Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5–7 лет с народным искусством. М.: Мозаика-Синтез, 2005. 168 с.

20. Борисов В.Ю. Развитие художественно-образного мышления школьников 4–5 классов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2010. № 125. С. 176–189.

21. Рудой Д.А. Определение уровня развития художественно-образного мышления учащихся детской художественной школы в изобразительной деятельности // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2012. № 1. С. 254–260.


Рецензия

Для цитирования:


Лупандина Е.А., Воробьева Н.А. ДИАГНОСТИКА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О ТРАДИЦИОННЫХ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛАХ: МАТЕРИАЛЫ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ РЕГИОНЕ. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2018;(3):20-27. https://doi.org/10.18323/2221-5662-2018-3-20-27

For citation:


Lupandina E.A., Vorobyova N.A. THE DIAGNOSTICS OF THE PRESCHOOL CHILDREN VISIONS ON THE TRADITIONAL FOLK CRAFTS: THE MATERIALS OF THE RESULTS OF THE RESEARCH IN A MULTICULTURAL REGION. Science Vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology. 2018;(3):20-27. (In Russ.) https://doi.org/10.18323/2221-5662-2018-3-20-27

Просмотров: 108


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2221-5662 (Print)