Preview

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология

Расширенный поиск

ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ СТЕРЕОТИПОВ В ОЦЕНКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА РУКОВОДИТЕЛЕМ СФЕРЫ СЕРВИСА

https://doi.org/10.18323/2221-5662-2018-4-88-93

Полный текст:

Аннотация

В статье представлено эмпирическое исследование содержания стереотипов в оценке руководителем успешности профессиональной деятельности персонала. Цель исследования – определение особенностей содержания стереотипов в оценке профессиональной деятельности персонала руководителем сферы сервиса. Средствами метода «Семантический дифференциал» изучены особенности стереотипов оценки деятельности персонала руководителем. В статье описаны выделенные в ходе исследования стереотипы при оценках современными руководителями персонала с успешной профессиональной деятельностью. Особенности прослеживаются в следующих шаблонах: успешный – значит «без внешних отличительных признаков (пирсинга, тату и др.)», «следящий за своим здоровьем», «открытый» и «с большим опытом работы», «коллективист».

В статье представлены и результаты исследования по стереотипам в оценках руководителей персонала с неуспешной профессиональной деятельностью. Особенностями стереотипов руководителя при оценивании представителя персонала с неуспешной профессиональной деятельностью являются следующие характеристики: «без опыта работы», «не склонный идти на контакт», «частые болезни», а также «апатичность» сотрудника, «наличие внешних отличительных признаков (пирсинга, тату и др.)». Сотрудников с преобладанием в разной степени указанных особенностей руководители чаще стереотипно рассматривают как неуспешных в профессиональной деятельности.

Представлены результаты сопоставления преобладающих характеристик стереотипов при оценке профессиональной деятельности персонала сферы сервиса и их совпадение в наиболее выраженных значениях в дихотомиях: «Внешние отличительные признаки» – «Без внешних отличительных признаков», «Апатичный» – «Активный», «Здоровый» – «Болезненный», «Открытый» – «Замкнутый», «Большой опыт работы» – «Без опыта работы» – позволяет определить основные критерии, которые создают объективную оценку профессиональной деятельности персонала.

Сделан следующий вывод по итогам исследования: оценка руководителем успешности/неуспешности профессиональной деятельности персонала сферы сервиса возможна по следующим критериям: внешние признаки, активность/апатичность на рабочем месте, состояние здоровья сотрудника, открытость, опыт работы.

Об авторах

Елена Васильевна Щетинина
Сочинский государственный университет, Сочи
Россия

кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии и социальных коммуникаций



Светлана Станиславовна Марочкина
Сочинский государственный университет, Сочи
Россия

кандидат экономических наук, доцент кафедры общей психологии и социальных коммуникаций



Список литературы

1. Наумов А.Г. Российская психология и пути выхода из кризиса: общество, закон, наука // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 9. С. 144–153.

2. Осовская И.Н. Прототипные роли в немецком семейном дискурсе // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 3. С. 67–78.

3. Болдин С.Ю. Самоидентификация как опыт // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 23 С. 42–44.

4. Ильюшкин В.В. Стереотипизация как важный фактор в восприятии и познании людьми друг друга // European science. 2014. № 1. С. 31–36.

5. Ильюшкин В.В. Стереотипы межнационального восприятия // International scientific review. 2014. № 1. С. 34–40.

6. Верхоглазенко В. Система деловой оценки персонала // Консультант директора. 2012. № 4. С. 23–24.

7. Афанасьев В.Я. Управление персоналом в рыночной экономике. М.: Дело, 2015. 244 с.

8. Магура М.И., Курбатова М.Б. Оценка работы персонала. Практическое пособие для руководителей разного уровня и специалистов кадровых служб. М.: Интел-синтез, 2015. 325 с.

9. Управление персоналом организации / под ред. А.Я. Кибанова. М.: ИНФРА-М, 2014. 695 с.

10. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятий. М.: ИНФРА-М, 1999. 312 с.

11. Московичи С. Социальные представления: исторический взгляд // Психологический журнал. 1996. Т. 16. № 2. С. 3–14.

12. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М.: Прогресс, 2012. 292 с.

13. Кон И.С. Психология предрассудка (о социально-психологических корнях этнических предубеждений) // Новый мир. 1961. № 10. С. 187–205.

14. Агеев В.С. Психологическое исследование социальных стереотипов // Вопросы психологии. 1986. № 1. С. 95–101.

15. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. 543 с.

16. Сорокин Ю.А. Стереотип, штамп, клише: к проблеме определения понятий // Общение: теоретические и прагматические проблемы. М.: Политиздат, 1978. С. 37–43.

17. Дежина Т.П. Социальные стереотипы: истории изучения и осмысления // Научные исследования: от теории к практике: материалы VII Международной научно-практической конференции. Чебоксары: Интерактив плюс, 2016. С. 127–129.

18. Бочкарева А.В. Этнические стереотипы: основные методологические подходы к исследованию и особенности использования психосемантических методов : дис. … канд. социол. наук. М., 2014. 193 с.

19. Родионова Н.В. Семантический дифференциал // Социология. 1996. № 7. С. 161–183.

20. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. М.: Речь, 2003. 348 с.


Рецензия

Для цитирования:


Щетинина Е.В., Марочкина С.С. ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ СТЕРЕОТИПОВ В ОЦЕНКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА РУКОВОДИТЕЛЕМ СФЕРЫ СЕРВИСА. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2018;(4):88-93. https://doi.org/10.18323/2221-5662-2018-4-88-93

For citation:


Shchetinina E.V., Marochkina S.S. THE PECULIARITIES OF THE STEREOTYPES’ CONTENT IN THE ASSESSMENT OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF THE STAFF BY A SERVICE INDUSTRY MANAGER. Science Vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology. 2018;(4):88-93. (In Russ.) https://doi.org/10.18323/2221-5662-2018-4-88-93

Просмотров: 12


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2221-5662 (Print)