ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММЫ LIBREOFFICE CALC
https://doi.org/10.18323/2221-5662-2018-4-26-33
Аннотация
В работе рассматривается формирование вычислительных компетенций у будущих экономистов в процессе использования программы LibreOffice Calc на примере решения задачи дележа в виде компетентностной задачи. Компетентностная (комплексная, интегрированная) задача определена как необходимый компонент содержания учебного материала. Одним из отличительных признаков компетентностной задачи является требование смоделированности в виде квазижизненной ситуации, квазипрофессиональной ситуации. Задача дележа выбрана в качестве объекта рассмотрения как обладающая названными признаками. Изложена соответствующая математическая модель и метод решения задач подобного типа. Выбор программного обеспечения определяется, в частности, тем, что LibreOffice обладает мультиплатформенностью, распространяется под общественной лицензией GNU LGPL. Таким образом, LibreOffice может свободно устанавливаться и использоваться в бюджетных и коммерческих организациях, а также на домашних компьютерах и в учебных заведениях, пользователи могут бесплатно скачивать (адрес для скачивания: https://libreoffice.su/download), устанавливать, использовать и изучать LibreOffice. Благодаря этому использование LibreOffice дает возможности контроля и самостоятельного развития программных решений, получения экономических преимуществ от внедрения и использования свободного программного обеспечения (СПО), а также более быстрой адаптации к условиям практической деятельности. На примере решения задачи дележа с помощью LibreOffice Calc показано формирование у студентов способности решать компетентностную задачу как способ овладения владения соответствующими компетенциями. Умения применять математические методы для решения стандартных профессиональных задач, интерпретировать полученные с использованием математических и компьютерных моделей результаты, работать на компьютере с использованием современного общего и профессионального прикладного программного обеспечения, обеспечивающие формирование навыков профессиональных вычислений, становятся фундаментом развития компетенций более высокого уровня.
Об авторах
Анатолий Бадьмаевич МантусовРоссия
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры математики, информатики и методики преподавания
Замира Бадьмаевна Доржинова
Россия
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков и общей лингвистики
Список литературы
1. Мантусов А.Б. Компетентностная задача как реализация компетентностного подхода: депонирована. Запись в реестре № 20659 от 23 мая 2013.
2. Новая философская энциклопедия. В 4 т. T. 2. М.: Мысль, 2010. 634 с.
3. Введение в математическое моделирование / под ред. П.В. Трусова. М.: Логос, 2007. 440 с.
4. Алескеров Ф.Т., Хабина Э.Л., Шварц Д.А. Бинарные отношения, графы и коллективные решения. М.: ГУ ВШЭ, 2006. 296 с.
5. Припотень В.Ю., Рябенко В.И., Шиков Н.Н. Значимость системы управления конкурентоспособностью товара // Сборник научных трудов Донбасского государственного технического университета. 2015. № 2. С. 191–196.
6. Муединова А.С., Анафиева Э.Р. Модель формирования вычислительной компетенции младших школьников на уроках математики // Проблемы со-временного педагогического образования. 2016. № 51-4. С. 281–289.
7. Полуэктов А.В. Формирование ИКТ-компетентности студентов специальности «Информатика» // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. 2009. № 3. С. 8–11.
8. Глухова Т.В., Бажанова С.В. ИКТ-компетентность в современном образовании // Интеграция образования. 2013. № 2. С. 130–135.
9. Петренко М.В. Сущность и структура информационной компетентности будущих специалистов // Педагогика и психология: теория и практика. 2015. № 2. С. 17–23.
10. Петриченко Е.А. Информация и философские категории «явление и сущность» // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 1. С. 435–442.
11. Ушаков И.В. Программно-технические, экономические и законодательные аспекты использования свободного программного обеспечения. Тамбов: ИД Державинский, 2018. 123 с.
12. Реймонд Э. Волшебный котел. URL: bugtraq.ru/law/articles/cauldron/index.html.
13. Ванина М.Ф., Давыдова Е.В., Ерохин А.Г., Фролова Е.А. Проблемы и перспективы использования российского и зарубежного свободного программного обеспечения в учебном процессе вуза // Методические вопросы преподавания инфокоммуникаций в высшей школе. 2018. Т. 7. № 1. С. 7–11.
14. Мантусов А.Б. Электронный ресурс «Создание 3D фоторобота с помощью программы MAKEHUMAN» // Хроники объединенного фонда электронных ресурсов наука и образование. 2018. № 7. С. 29–30.
15. Попов А.С. Свободные математические пакеты в учебном процессе вуза // Наука и образование: новое время. 2014. № 1. С. 131–133.
16. Мантусов А.Б. Об определении числя экспертов на основе парадокса Кондорсе // Sci-article.ru. 2017. № 45. С. 101–108.
17. Васильков А. Десять лучших пакетов офисных программ // Копьютерра. 2018. № 17. URL: computerra.ru/183811/10-best-office-suites/.
18. Брамс С., Тейлор А. Делим по справедливости, или гарантия выигрыша каждому. М.: СИНТЕГ, 2003. 196 с.
19. Шварц Д.А. Манипулирование в задаче дележа для двух участников // Автоматика и телемеханика. 2011. № 1. С. 130–140.
20. Хахаев И.А., Кучинский В.Ф. Технологии обработки табличной информации в LibreOffice. СПб.: Университет ИТМО, 2016. 177 с.
Рецензия
Для цитирования:
Мантусов А.Б., Доржинова З.Б. ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММЫ LIBREOFFICE CALC. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2018;(4):26-33. https://doi.org/10.18323/2221-5662-2018-4-26-33
For citation:
Mantusov A.B., Dorzhinova Z.B. THE FORMATION OF THE COMPUTING COMPETENCIES OF FUTURE ECONOMISTS IN THE PROCESS OF USING THE LIBREOFFICE CALC PROGRAM. Science Vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology. 2018;(4):26-33. (In Russ.) https://doi.org/10.18323/2221-5662-2018-4-26-33