Preview

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология

Расширенный поиск

АКТИВИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ НА ОСНОВЕ ТРИЗ Г.С. АЛЬТШУЛЛЕРА

https://doi.org/10.18323/2221-5662-2018-4-15-20

Полный текст:

Аннотация

Потребность нашего общества в инновационном развитии определяет необходимость в соответствующем человеческом капитале, основой которого является компетентный в инновационной деятельности, высокообразованный специалист. Глобальная информатизация, постоянное обновление, а значит, неустойчивость профессиональных знаний ставят задачу формирования творческого мышления у студентов технических вузов в образовательном процессе. В работе показано, что творческий процесс связан с выделением и разрешением проблем. Выделять, формулировать, анализировать проблемы, формулировать задачи, входящие в проблемы, и синтезировать их решения – это компетенции, которым нужно и можно обучить студентов инженерных направлений обучения. С этой задачей справляется метод-комплекс Г.С. Альтшуллера «Алгоритм решения изобретательских задач», который изучается в рамках дисциплины «Основы инновационной инженерной деятельности», преподаваемой в Мордовском государственном университете имени Н.П. Огарева, в разделе «Основы инженерного творчества». Основу метода составляет алгоритмическая программа для детального анализа задачи с пошаговым продвижением к решению. Приведен пример методики решения проблемной ситуации в области обработки почвы электрофрезой с помощью программы АРИЗ (алгоритма решения изобретательских задач) путем анализа исходной проблемной ситуации, выявления ее участников, связей между ними, главной цели или функции, неоднократной формулировки задач с выявлением противоречий, выбора задачи для решения, разрешения противоречий и синтеза идеи для решения, анализа полученных решений и выбора наилучшего из них. Таким образом, на примере продемонстрировано, что активизация творческого мышления возможна с помощью метода-комплекса АРИЗ.

Об авторах

Елена Петровна Грошева
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева, Саранск
Россия

кандидат педагогических наук, доцент Института механики и энергетики



Николай Иванович Наумкин
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева, Саранск
Россия

доктор педагогических наук, кандидат технических наук, заведующий кафедрой основ конструирования механизмов и машин Института механики и энергетики



Наталья Николаевна Шекшаева
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева, Саранск
Россия

кандидат педагогических наук, доцент Института механики и энергетики



Список литературы

1. Пучков Н.П., Попов А.И. Инновационные подходы к формированию творческих компетенций в системе обеспечения качества профессионального образования // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2008. Т. 1. № 1. С. 165–173.

2. Savin I. Machine-building educational cluster. Innovative approach to training of engineers // International Journal of Applied and Fundamental Research. 2015. № 2. P. 38–39.

3. Грошева Е.П. Выделение и разрешение проблем – первый этап инновационной инженерной деятельности // Энергоэффективные и ресурсосберегающие технологии и системы: сборник научных трудов международной конференции. Саранск: Мордов. ун-т, 2016. С. 483–486.

4. Попов А.И., Пучков Н.П. К вопросу о воспитании готовности студентов к инновационной деятельности // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2009. № 4. С. 118–124.

5. Пучков Н.П., Попов А.И. К вопросу проектирования образовательной среды вуза, ориентированной на формирование творческих компетенций выпускников // Вестник Тамбовского государственного технического университета. 2008. Т. 14. № 4. С. 988–1001.

6. Abdulaeva P.Z., Osmanova A.A., Abdulaeva Kh.S. The formation of value-semantic components of the competence of a future teacher in the professional activity // International Journal of Applied and Fundamental Research. 2015. № 2. P. 1–5.

7. Johnson T. Applications of Intuitionistic fuzzy sets in the academic career of the students // Indian Journal of Science & Technology. 2017. Vol. 10. № 34. P. 23–25.

8. Грошева Е.П., Наумкин Н.И., Шекшаева Н.Н. Образованный компетентный в инновационной деятельности выпускник как главный инновационный продукт вуза // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 3. С. 3–8.

9. Наумкин Н.И., Грошева Е.П., Шекшаева Н.Н. Исследование инновационной подсистемы университетской кафедры как субстрата региональной инновационной системы // Регионология. 2018. Т. 26. № 3. С. 474–493.

10. Бабикова А.В., Федотова А.Ю., Шевченко И.К. Проблемы и перспективы развития инженерного образования в инновационной экономике // Инженерный вестник Дона. 2011. № 2. С. 195–204.

11. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. Новосибирск: Наука, 1986. 209 с.

12. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. М.: Советское радио, 1979. 176 с.

13. Петров В. История развития приемов. Информационные материалы. Тель-Авив: RIDERO, 2006. 73 с.

14. Гин А., Фаер С. ТРИЗ для маленькой планеты Земля // ТРИЗ-профи: эффективные решения. 2005. № 1. С. 6–9.

15. Hmina K., Sallaou M., Arbaoui A. Clarification of a problem abstraction process for TRIZ technical contradiction model in preliminary design // Proceedings of the International Conference on Industrial Engineering and Operations Management Rabat, Morocco, April 11-13. Morocco: IEOM Society, 2017. P. 135–137.

16. Фёдорова Е.А., Шубович В.Г. ТРИЗ-педагогика в развитии творческой активности будущих учителей информатики // Поволжский педагогический поиск. 2016. № 4. С. 82–85.

17. Бизунков А.Б., Воронович В.П. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) как элемент инновационной педагогики в медицинском университете // Инновационные образовательные технологии. 2009. № 2. С. 68–72.

18. Большая Советская Энциклопедия, Изд. 3-е. Т. 21. М.: Советская Энциклопедия, 1975. 608 с.

19. Альтов Г.С. И тут появился изобретатель. М.: Детская литература, 1984. 126 с.

20. Наумкин Н.И., Шекшаева Н.Н. Опыт использования возможностей центра проектирования и быстрого прототипирования при обучении основам инновационной инженерной деятельности // Образовательная деятельность вуза в современных условиях: материалы международной научно-методической конференции. Караваево: Костромская ГСХА, 2017. С. 18–24.


Рецензия

Для цитирования:


Грошева Е.П., Наумкин Н.И., Шекшаева Н.Н. АКТИВИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ НА ОСНОВЕ ТРИЗ Г.С. АЛЬТШУЛЛЕРА. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2018;(4):15-20. https://doi.org/10.18323/2221-5662-2018-4-15-20

For citation:


Grosheva E.P., Naumkin N.I., Shekshaeva N.N. THE ACTIVATION OF CREATIVE THINKING OF THE TECHNICAL UNIVERSITY STUDENTS ON THE BASIS OF TRIZ OF G.S. ALTSHULLER. Science Vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology. 2018;(4):15-20. (In Russ.) https://doi.org/10.18323/2221-5662-2018-4-15-20

Просмотров: 23


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2221-5662 (Print)