Preview

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология

Расширенный поиск

ПРАРОДИТЕЛИ КАК СУБЪЕКТЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ

https://doi.org/10.18323/2221-5662-2022-1-43-49

Полный текст:

Аннотация

В статье рассмотрен потенциал прародителей в контексте семейного воспитания дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Представлены причины, повышающие как концептуальную, так и практическую значимость института прародительства: современная социально-демографическая ситуация – рост продолжительности жизни и увеличение ее активного периода; участие бабушек и дедушек в финансовом, хозяйственно-бытовом обеспечении семьи и др. Приводятся результаты опытно-экспериментального исследования прародительских ресурсов в реабилитации дошкольников с моторной алалией. В процессе исследования был выяснен ряд вопросов, каждый из которых составил отдельное направление исследования. Выделены показатели сопоставимости выборки прародителей: численность разных видов семей, возраст и гендерная принадлежность прародителей, социокультурные различия. Подтверждена важность роли прародителей в семейном воспитании дошкольников с алалией. Представлена технология изучения реабилитационного потенциала прародителей, которая определена тремя основными линиями: изучение отношения прародителей к наличию тяжелого нарушения речи у ребенка, изучение их собственных вербально-коммуникативных возможностей, изучение их готовности к совместной со специалистами работе по преодолению алалии у ребенка. Первая линия исследования включает в себя две диагностические ступени: анкетирование – выявление уровня прародительской рефлексии (количественная оценка) и клиническая беседа – изучение отношения прародителей к наличию у ребенка тяжелого нарушения речи (качественная оценка). Анализ второй диагностической ступени позволил типологизировать мнения прародителей и разделить их на несколько групп. Для проведения второй линии исследования разработана специальная методика с опорой на методологические основания теории речевой коммуникации. Важно было выявить наличие/отсутствие у прародителей различных речевых затруднений. Для выявления готовности прародителей к совместной со специалистами деятельности по преодолению моторной алалии на третьей линии исследования была разработана анкета.

Об авторах

Лада Юрьевна Александрова
Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, Великий Новгород
Россия

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры психологии



Светлана Витальевна Ваторопина
Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, Великий Новгород
Россия

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики



Список литературы

1. Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия и методы ее преодоления. СПб.: КАРО, 2006. 304 с.

2. Фирсова И.Б. Методика исследования родительской рефлексии по вопросу развития речи как ресурса в решении речевых проблем ребенка // Вестник Череповецкого государственного университета. 2013. № 1-2. С. 107–110.

3. Roberts M.Y., Kaiser A.P. The Effectiveness of Parent-Implemented Language Intervention: A Meta-Analysis // American Journal of Speech-Language Pathology. 2011. Vol. 20. № 3. P. 180–199.

4. Попова И.В. Коррекционно-развивающая среда в семье ребенка с тяжелыми нарушениями речи и ее структурные компоненты // Проблемы психологии. 2017. № 2. С. 52–56.

5. Шубат О.М., Багирова А.П. Продолжительность прародительства в России: статистические оценки и возможности управления в рамках национального проекта «Демография» // Вопросы управления. 2020. № 6. С. 142–155. DOI: 10.22394/2304-3369-2020-6-142-155.

6. Салихова Э.А., Нилова К.В. Особенности вербального общения через поколение: бабушки-дедушки vs внуки-внучки // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 1. С. 181–186.

7. Семёнова В.В. Бабушки: семейные и социальные функции прародительского поколения // Судьбы людей: Россия, XX век: биография семей как объект социологического исследования. М.: Институт социологии РАН, 1996. С. 326–354.

8. Сорокин Г.Г. Бабушки современной России // Женщина в российском обществе. 2014. № 1. С. 78–80.

9. Margolis R., Verdery A.M. A Cohort Perspective on the Demography of Grandparent-hood: Past, Present, and Future Changes in Race and Sex Disparities in the United States // Demography. 2019. Vol. 56. № 4. P. 1495–1518. DOI: 10.1007/s13524-019-00795-1.

10. Кузьмишина Т.Л. Особенности эмоционального взаимодействия дошкольника с прародителями в современной семье // Ярославский педагогический вестник. 2014. Т. 2. № 4. С. 249–253.

11. Akhtar P., Malik J.A., Begeer S. The grandparents’ influence: parenting styles and social competence among children of joint families // Journal of Child & Family Studies. 2017. Vol. 26. № 2. P. 603–611. DOI: 10.1007/s10826-016-0576-5.

12. Baxter J., Warren D. Grandparents in their young grandchildren’s lives // The Longitudinal Study of Australian Children annual statistical report 2015. Melbourne: Australian Institute of Family Studies, 2016. P. 13–40.

13. Янак А.Л. Прародительский потенциал в современной российской семье: постановка проблемы // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2020. № 2. С. 101–108.

14. Булыгина М.В., Комарова С.В. Прародители и внуки (обзор зарубежных исследований) // Современная зарубежная психология. 2019. Т. 8. № 4. С. 97–105.

15. Янак А.Л. «Нереализованные» бабушки и дедушки: прародительская ресурсность vs прародительская депривация // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2021. № 1. С. 54–69.

16. Kazimi A., Sadruddin M.M., Khowaja M. Contribution of Grandparents in Meeting Educational Challenges of Exceptional Child-Highlighting Ordeals and Confrontations in Local Context to Understanding Global Circumstances // International Research Journal of Arts and Humanities. 2016. Vol. 44. № 44. P. 51–58.

17. Del Boca D., Piazzalunga D., Pronzato C. The role of grandparenting in early childcare and child outcomes // Review of Economics of the Househol. 2018. Vol. 16. № 2. P. 477–512. DOI: 10.1007/s11150-017-9379-8.

18. Русанова Л.С. Внутрисемейное общение как фактор речевого развития ребенка // Актуальные вопросы организации обучения детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья: материалы межрегиональной научно-практической конференции. Ярославль: ГОАУ ИРО, 2016. С. 56–61.

19. Duflos M., Giraudeau C., Ferrand C. What is emotional closeness between grandparents and their adolescent grandchildren? A systematic review // Journal of Family Studies. 2020. № 4. P. 1–23. DOI: 10.13140/RG.2.2.31900.82562.


Рецензия

Для цитирования:


Александрова Л.Ю., Ваторопина С.В. ПРАРОДИТЕЛИ КАК СУБЪЕКТЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2022;(1):43-49. https://doi.org/10.18323/2221-5662-2022-1-43-49

For citation:


Aleksandrova L.Yu., Vatoropina S.V. GRANDPARENTS AS THE SUBJECTS OF REHABILITATION OF PRESCHOOL CHILDREN WITH MOTOR ALALIA. Science Vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology. 2022;(1):43-49. (In Russ.) https://doi.org/10.18323/2221-5662-2022-1-43-49

Просмотров: 80


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2221-5662 (Print)