Preview

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология

Расширенный поиск

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТАРИЯ ОЦЕНКИ ПРОДУКТОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МАГИСТРАТУРЫ

https://doi.org/10.18323/2221-5662-2022-1-32-40

Полный текст:

Аннотация

Исследовательская деятельность является системообразующим вектором профессионального образования студента педагогической магистратуры и направлена на подготовку педагога, способного к научно обоснованному решению сложных и разноплановых профессиональных задач. Значение исследовательской деятельности в подготовке будущего педагога во многом определяет необходимость ее организационно-методического сопровождения, неотъемлемой частью которого является оценка процесса и результатов исследовательской деятельности. Предметом настоящего исследования является результативный аспект оценки продуктов исследовательской деятельности, рассматриваемых в контексте жизненного цикла исследовательского проекта. Основная задача исследования – разработка оценочного инструментария, релевантного характеру исследовательской деятельности на разных этапах жизненного цикла проекта. Решение поставленной задачи необходимо для обеспечения конструктивной и продуктивной обратной связи в образовательном процессе, обеспечивающей возможность своевременной корректировки исследовательской деятельности студентов и в целом гибкие «переходы» между стадиями жизненного цикла исследовательского проекта. Для решения этой задачи описаны актуальное состояние и перспективы изучения исследовательской деятельности как предмета сопровождения, кратко изложены основные положения авторской концепции организационно-методического сопровождения исследовательской деятельности, рассмотрены стадии жизненного цикла исследовательского проекта, предложена трактовка педагогического оценивания, обоснованы требования к педагогической оценке, описана процедура проектирования инструментария педагогической оценки. Результатами исследования являются карты оценки продуктов исследовательской деятельности аналитического, проектировочного, формирующего и презентационного характера. Представленные карты могут составить основу для более детализированной разработки оценочного инструментария оценки продуктов исследовательской деятельности будущих педагогов.

Об авторах

Елена Витальевна Неумоева-Колчеданцева
Тюменский государственный университет, Тюмень
Россия

кандидат психологических наук, доцент



Альфия Фагаловна Закирова
Тюменский государственный университет, Тюмень
Россия

доктор педагогических наук, профессор



Список литературы

1. Загвязинский В.И. Наступит ли эпоха Возрождения? Стратегия инновационного развития российского образования. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Логос, 2015. 140 с.

2. Подготовка педагога-исследователя в университетском образовании / под ред. В.И. Загвязинского. Тюмень: Тюменский государственный университет, 2017. 164 с.

3. Закирова А.Ф., Неумоева-Колчеданцева Е.В. Организационно-методическое сопровождение развития педагога как субъекта исследовательской деятельности. Тюмень: Тюменский областной государственный институт развития регионального образования, 2020. 90 с.

4. Педагогическое образование в современной России: стратегические ориентиры развития / под ред. Ю.П. Зинченко. Ростов-н/Д.: Южный федеральный университет, 2020. 736 с.

5. Марголис А.А. Проблемы и перспективы развития педагогического образования в РФ // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 3. С. 41–57.

6. Зеер Э.Ф., Попова О.С. Психологическое сопровождение индивидуальных образовательных траекторий обучающихся в профессиональной школе // Образование и наука. 2015. № 4. С. 88–99.

7. Сыманюк Э.Э., Печеркина А.А., Умникова Е.Л. Развитие профессиональной компетентности учителя в условиях инновационной образовательной среды // Педагогическое образование в России. 2011. № 1. С. 20–23.

8. Новичкова Н.М., Дементьева Н.Н. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения будущих педагогов // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 4. С. 197–200.

9. Николаева М.В. Научно-методическое сопровождение инновационной деятельности педагога в образовательной организации // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2019. № 5. С. 9–13.

10. Ведерникова Л.В., Левых А.Ю., Еланцева С.А., Поворознюк О.А. Подготовка педагогов к исследовательской деятельности в условиях современной общеобразовательной школы // Высшее образование сегодня. 2019. № 3. С. 24–30. DOI: 10.25586/RNU.HET.19.03.P.24.

11. Ведерникова Л.В., Еланцева С.А., Поворознюк О.А. Методологические подходы практикоориентированной подготовки педагога в вузе // Человек и образование. 2019. № 2. С. 139–146.

12. Ефремова Н.Ф. Качество оценивания как гарантия компетентностного обучения студентов // Высшее образование в России. 2012. № 11. С. 119–125.

13. Ефремова Н.Ф. Проблемы формирования фондов оценочных средств вузов // Высшее образование сегодня. 2011. № 3. С. 17–21.

14. Ефремова Н.Ф. Проектирование оценочных средств по модели доказательной аргументации // Педагогические измерения. 2018. № 3. С. 8–15.

15. Шаповалова О.Н., Ефремова Н.Ф. Формирующее оценивание как технология развития учебной самостоятельности школьников // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 5. № 1. С. 1–8.

16. Неумоева-Колчеданцева Е.В. Оценка процесса и результатов практики студентов педагогической магистратуры // Педагогические измерения. 2020. № 2. С. 78–88.

17. Закирова А.Ф. Методологический аппарат научного исследования в аспекте концептуализации педагогического знания // Образование и наука. 2015. № 10. С. 4–19.

18. Cooper Robert G. Managing Technology Development Projects // IEEE Engineering Management Review. 2007. Vol. 35. № 1. P. 67–76.

19. Каспржак А.Г. Приоритет образовательных результатов как инструмент модернизации программ подготовки учителей // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 3. С. 87–104.

20. Субетто А.И. Онтология и эпистемология компетентностного подхода, классификация и квалиметрия компетенций. СПб.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. 72 с.


Рецензия

Для цитирования:


Неумоева-Колчеданцева Е.В., Закирова А.Ф. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТАРИЯ ОЦЕНКИ ПРОДУКТОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МАГИСТРАТУРЫ. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2022;(1):32-40. https://doi.org/10.18323/2221-5662-2022-1-32-40

For citation:


Neumoeva-Kolchedantseva E.V., Zakirova A.F. DESIGNING THE TOOLKIT TO ASSESS THE RESEARCH ACTIVITY PRODUCTS OF PEDAGOGICAL MASTER’S DEGREE STUDENTS. Science Vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology. 2022;(1):32-40. (In Russ.) https://doi.org/10.18323/2221-5662-2022-1-32-40

Просмотров: 76


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2221-5662 (Print)