ПОСТАНОВКА И РЕШЕНИЕ АКСИОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНИКАХ ОСНОВ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
https://doi.org/10.18323/2221-5662-2022-1-22-31
Аннотация
В статье анализируется содержание учебников учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) с точки зрения постановки в них аксиологических проблем, направленных на гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание школьников. Выявлены общие вопросы, раскрывающие аксиологическое содержание наиболее популярных у забайкальских педагогов учебников по модулям ОРКСЭ, востребованным в крае («Основы светской этики», «Основы мировых религиозных культур», «Основы православной культуры», «Основы буддийской культуры»). Представлен их анализ с позиции следующих аспектов: культура и отношение к ней, исторические аспекты модулей ОРКСЭ, картина мира, источник представлений о мире, сущность человека, цель жизни, нравственность и золотое правило этики, понятие добра и зла, раскаяние и покаяние, сострадание и милосердие, человек и Родина, защита Отечества, человек и семья, человек и природа, человек и труд, святыни, культурные традиции. Авторы приходят к выводу о том, что в анализируемых учебниках многие вопросы, предложенные для изучения, являются общими и способствуют развитию ценностного отношения личности к миру. В то же время отмечается различие духовных аспектов содержания разных модулей ОРКСЭ. Обращается внимание на то, что перегруженный информацией модуль «Основы мировых религиозных культур» сложно воспринимается ребенком 10–11 лет и не способствует развитию его ценностной позиции и сохранению его информационной и духовной безопасности.
Об авторах
Ольга Сергеевна НаумоваРоссия
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики
Елена Валериановна Дробная
Россия
кандидат культурологии, заместитель директора Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников
Список литературы
1. Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: АСТ, 2006. 478 с.
2. Ильин И.А. Путь духовного обновления. М.: АСТ, 2003. 356 с.
3. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Избранные педагогические сочинения. Т. 1. М.: Педагогика, 1974. С. 51–123.
4. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. М.: ТЦ Сфера, 2003. 160 с.
5. Рогова А.В. Разработка проблемы творчества в концепции человека культуры в отечественной философско-педагогической мысли второй половины XIX в. и русского зарубежья первой половины ХХ в. // Гуманитарный вектор. 2008. № 1. С. 57–64.
6. Остапенко А.А. Воспитательный потенциал полиэтничного социума. Об истоках патриотизма в поликультурной среде // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2021. № 4. С. 361–370.
7. Метлик И.В., Галицкая И.А., Ситников А.В. Духовно-нравственное воспитание: вопросы теории, методологии и практики в российской школе. М.: Про-пресс, 2012. 264 с.
8. Костюкова Т.А., Петрова Г.И., Шапошникова Т.Д. Социокультурные основания и особенности взаимодействия светского и религиозного компонентов в современном российском образовании // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2020. № 6. С. 191–198. DOI: 10.23951/1609-624X-2020-6-191-197.
9. Рогова А.В. Роль православия и образования в культурно-цивилизационном развитии человечества // Вестник Донецкого педагогического института. 2017. № 2. С. 321–328.
10. Наумова О.С. Подготовка будущих учителей к реализации духовно-нравственного воспитания школьников на основе отечественных традиций // Ученые записки Забaйкальского государственного университета. 2017. Т. 12. № 5. С. 13–19.
11. Сластенин В.А. Педагогическая аксиология. Красноярск: Сибирский государственный технологический университет, 2008. 293 с.
12. Потанина Л.Т., Склярова Т.В. Развитие ценностно-нравственных представлений у учащихся в системе школьного образования // Перспективы науки и образования. 2019. № 3. С. 255–265. DOI: 10.32744/pse.2019.3.19.
13. Выжлецов Г.П. Научная рациональность в эпоху аксиологического релятивизма // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 17. Философия. Конфликтология. Культурология. Религиоведение. 2015. № 4. С. 21–26.
14. Щуркова Н.Е. Стратегии воспитания: человек в пространстве ценностей гуманистической культуры // Народное образование. 2017. № 8. С. 95–104.
15. Остапенко А.А. Духовно-нравственное или духовное и нравственное? // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2013. № 4. С. 237–240.
16. Потанина Л.Т., Склярова Т.В. Смыслопорождающая деятельность педагога как средство духовно-нравственного развития личности младшего школьника // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2016. Т. 18. С. 74–81.
17. Артамонова Е.И. Воспитание в образовательной организации и готовность педагога к его реализации // Педагогическое образование и наука. 2020. № 4. С. 7–19.
18. Потанина Л.Т., Склярова Т.В. Ценностное восприятие мира педагогом в контексте духовно-нравственного воспитания // Воспитание школьников. 2021. № 1. С. 12–18.
19. Склярова Т.В., Битянова М.Р., Беглова Т.В. Ценности в современном школьном образовании: опыт педагогического проектирования. Пенза: Пензенская Духовная Семинария, 2017. 328 с.
20. Cклярова Т.В. Развитие субъектной позиции учащихся в процессе изучения религиозных ценностей // Вестник православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика и психология. 2015. № 4. С. 22–28. DOI: 10.15382/sturIV201539.22-28.
Рецензия
Для цитирования:
Наумова О.С., Дробная Е.В. ПОСТАНОВКА И РЕШЕНИЕ АКСИОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНИКАХ ОСНОВ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2022;(1):22-31. https://doi.org/10.18323/2221-5662-2022-1-22-31
For citation:
Naumova O.S., Drobnaya E.V. SETTING AND SOLVING AXIOLOGICAL PROBLEMS OF EDUCATION IN TEXTBOOKS ON FUNDAMENTALS OF RELIGIOUS CULTURES AND SECULAR ETHICS. Science Vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology. 2022;(1):22-31. (In Russ.) https://doi.org/10.18323/2221-5662-2022-1-22-31