Preview

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология

Расширенный поиск

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

https://doi.org/10.18323/2221-5662-2021-4-17-22

Полный текст:

Аннотация

Несмотря на значительные достижения в различных направлениях педагогики, остается актуальной проблема формирования интереса учащихся к изучаемому материалу. Один из методических приемов, способствующих решению этой проблемы, связан с использованием художественной и научно-популярной литературы на уроках естественных дисциплин. Цель работы – выявление особенностей использования художественной литературы на уроках биологии. Определены и рассмотрены основные направления использования художественной литературы в предметной области естественных наук. Проведен опрос учителей-предметников с целью выявления количества разработанных и проведенных ими интегрированных уроков (биология – литература) и количества уроков биологии, проведенных с использованием художественной и научно-популярной литературы. В опросе приняли участие 232 учителя. Выявлено, что 96,6 % опрошенных педагогов не проводят интеграцию уроков биологии и литературы и 96,1 % учителей не используют на своих уроках дополнительную художественную и научно-популярную литературу, заменяя ее видеороликами из интернета. На примере уроков биологии и географии показаны разнообразные методические подходы к использованию литературных текстов и связанных с ними заданий. Установлено, что наибольшее количество методических рекомендаций по использованию художественных текстов с начала XX века было опубликовано для географов, методические разработки для биологов в основной своей массе стали появляться гораздо позже. По данным проведенного опроса, учителя биологии, использующие на своих уроках художественную литературу, отдают предпочтение классическим произведениям, написанным в XIX–XX веках. Художественные произведения современных авторов на уроках биологии практически не рассматриваются. Художественные тексты на уроках биологии учителя используют не только для воздействия на эмоциональную сферу учащихся с целью повышения их интереса к предмету, но и для проверки степени усвоения учебного материала. В настоящее время активность учителей в использовании художественной литературы на уроках биологии заметно снизилась, уступив место демонстрации видеосюжетов. Одна из причин редкого использования художественных текстов на уроках естественных дисциплин видится в недостаточно высоком уровне общей подготовки учителей и общем снижении качества образования.

Об авторе

А. Н. Тимофеев
Воронежский государственный педагогический университет
Россия

кандидат биологических наук, доцент, заведующий кафедрой экологического образования



Список литературы

1. Савинова С.В., Леонтьева Т.П. Детская литература как средство формирования природоведческих знаний у младших школьников // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2014. № S32. С. 11-15.

2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 424 с.

3. Ибрагимова Т.В. Реализация межпредметных связей с использованием художественной литературы на уроках химии // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2011. № 2. С. 100-105.

4. Мишакова В.Н., Полькина С.Н. Организация чтения художественных произведений на уроках биологии и литературы // Биология в школе. 2016. № 1. С. 56-61.

5. Николаенко Т.Б. Использование художественной литературы на уроках географии и биологии // Образование: ресурсы развития. Вестник ЛОИРО. 2018. № 3. С. 34-36.

6. Сметанникова Н.Н. Чтение и грамотность в современном мире // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2010. № 3. С. 13-19.

7. Елистратова И.В., Кривоногова М.В. Развитие способности к смысловому чтению в процессе обучения биологии // Наука и перспективы. 2016. № 2. С. 28-36.

8. Колесникова Н.Л. Роль художественной литературы в повышении познавательного интереса умственно отсталых учеников на уроках биологии // Вопросы педагогики. 2019. № 3. С. 126-129.

9. Корвижина Л.А., Колпашникова Н.Г. Приёмы развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления у обучающихся с овз на интегрированных уроках географии, биологии, русского языка и литературы // Методист. 2017. № 4. С. 38-39.

10. Балахонова А.А. Актуальные педагогические технологии XXI века // Вестник Белгородского института развития образования. 2019. Т. 6. № 2. С. 64-69.

11. Соломович М.А. Художественная и научно-популярная литература на уроках географии. М.: Учпедгиз, 1958. 128 с.

12. Петри Э.Ю. Методы и принципы географии. М.: редакция журнала «Детское чтение» и «Педагогический листок», 1900. 316 с.

13. Мамай И.И. Художественный рассказ в преподавании географии // Ученые записки Московского областного пединститута. 1947. Т. 9. С. 48-49.

14. Юс О. Об образности в преподавании географии // География в школе. 1947. № 3. С. 48-50.

15. Панфилова Т.С. Вопросы преподавания географии частей света в шестом классе. М.: АПН РСФСР, 1953. 90 с.

16. Бибик А.Е. Методика преподавания географии частей света. М.: Учпедгиз, 1952. 220 с.

17. Берг Л.С. Пушкин и география // География в школе. 1937. № 2. С. 4-9.

18. Семенов-Тян-Шанский В.П. Район и страна. М.: Государственное издательство, 1928. 311 с.

19. Ферсман А.Е. Лермонтов и географическая наука // География в школе. 1946. № 6. С. 27-29.

20. Линд К.А. Формирование универсальных учебных действий на уроках биологии через использование различных видов чтения (на примере обучающихся 5-х классов) // Символ науки. 2016. № 2-1. С. 143-144.

21. Комбарова Т.В. Формирование экологического сознания у подростков на уроках биологии в 6-9 классах // Вестник Кемеровского государственного университета. 2008. № 3. С. 31-36.

22. Шигаева И.А., Томачкова А.П. Художественные произведения на уроках литературы и биологии как одна из возможностей воспитания нравственно-экологической культуры // Экология России: на пути к инновациям. 2013. № 8. С. 49-51.

23. Саутиева Ф.Б. Использование комплексного подхода в процессе организации эстетического воспитания школьников средствами ингушского фольклора // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2019. № 2. С. 86-95.

24. Софронов Р.П., Попов Н.С. Мировоззренческий аспект экологического воспитания школьников на мифологических образах природы якутов // В мире научных открытий. 2012. № 4-1. С. 143-158.

25. Smelova V.G. Music, art, movement, and drama in biology // Journal of Russian and East European Psychology. 1997. Vol. 35. № 3. С. 79-80.


Рецензия

Для цитирования:


Тимофеев А.Н. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2021;(4):17-22. https://doi.org/10.18323/2221-5662-2021-4-17-22

For citation:


Timofeev A.N. SPECIAL ASPECTS OF USING FICTION IN BIOLOGY CLASSES. Science Vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology. 2021;(4):17-22. (In Russ.) https://doi.org/10.18323/2221-5662-2021-4-17-22

Просмотров: 129


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2221-5662 (Print)