Preview

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология

Расширенный поиск

САМОПРИНЯТИЕ: ОТ ЛИЧНОСТНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ К ХАРАКТЕРИСТИКЕ СУБЪЕКТА

https://doi.org/10.18323/2221-5662-2021-2-54-59

Полный текст:

Аннотация

В практической психологии проблема непринятия себя, своего окружения, окружающего мира является одной из самых злободневных. Отмечается, что распространенные в современном обществе популярные высказывания, связанные с самопринятием, часто носят манипулятивный или директивный характер и являются негативными установками, блокирующими активность личности, ведущими к ее стагнации. Разрешение стереотипных представлений о данном феномене представляется возможным с позиции историко-теоретического анализа исследований самопринятия. В статье представлены различные подходы к пониманию самопринятия зарубежными и отечественными психологами в русле таких направлений психологии, как неофрейдизм, гештальт-психология, экзистенциальная, гуманистическая психология и др. Обсуждаются изменения в исследовании самопринятия, отмечается, что, несмотря на различные представления классиков психологии о понимании данного феномена, самопринятие определяется ими как активный процесс, способствующий самосовершенствованию и самоактуализации личности, что противоречит скрытому смыслу популярных жизненных тезисов о самопринятии. Сделан акцент на перспективе исследования самопринятия с позиции субъектного подхода, как феномена, инициирующего активность человека в организации и регуляции собственной жизнедеятельности, способствующего дальнейшему развитию субъекта, его самоактуализации. Рассматриваются противоречивые характеристики самопринятия как субъектной характеристики: самопринятие позволяет перейти от самопознания к самосовершенствованию, в то же время высокий уровень самопринятия требует определенного уровня развития субъектности. Автор отмечает парадоксальное понимание феномена самопринятия преимущественно в рамках позитивного отношения к себе, что может способствовать идеализации образа своего «Я» и вести к внутриличностному регрессу.

Об авторе

Т. С. Пилипенко
Дальневосточный юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации
Россия


Список литературы

1. Абульханова К.А. Мировоззренческий смысл и значение категории субъекта // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2016. № 4. С. 162-168.

2. Брушлинский А.В. Деятельностный подход и психологическая наука // Вопросы философии. 2001. № 2. С. 89-95.

3. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. СПб.: Питер, 2012. 224 с.

4. Посохова С.Т. Психология адаптирующейся личности. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. 240 с.

5. Колкова С.М. Механизмы развития безусловного самопринятия // Теоретические и практические аспекты психологии и педагогики: коллективная монография. Уфа: Аэтерна, 2015. С. 129-147.

6. Маралов В.Г., Низовских Н.А. Стратегия самосовершенствования в личностном развитии человека // Вестник гуманитарного образования. 2015. № 1. С. 34-39.

7. Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее «Я» человека // Вопросы психологии. 1995. № 2. С. 5-19.

8. Пилипенко Т.С. Парадоксы феномена самопринятия // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26. № 3. С. 36-39.

9. Бандура А. Воспринимаемая самоэффективность в когнитивном развитии и функционировании // Психолог-педагог. 1993. № 28. С. 117-148.

10. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Флинта, 2006. 342 с.

11. Перлз Ф. Теория гештальттерапии. М.: Институт Общегуманитарных исследований, 2004. 384 с.

12. Лоуэн А. Предательство тела. Екатеринбург: Деловая книга, 1999. 327 с.

13. Boss M. Psychoanalysis and Daseinsanalysis. New York: Dacapo Press, 1963. 295 p.

14. Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. СПб.: Питер, 2001. 304 с.

15. Мэй Р. Любовь и воля. М.: Рефл-бук, 1997. 384 с.

16. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 368 с.

17. Ялом И. Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти. М.: Бомбора, 2019. 384 с.

18. Маслоу А. Дальнейшие рубежи развития человека. М.: Смысл, 1999. 281 с.

19. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. 290 с.

20. Роджерс К. Клиент-центрированная психотерапия: теория, современная практика и применение. М.: Психотерапия, 2007. 560 с.

21. Williams J.S., Lynn S.J. Acceptance: an historical and conceptual review // Imagination, cognition and personality. 2010. Vol. 30. № 1. P. 5-56.

22. Ryff C.D. Successful aging: A developmental approach // Gerontologist. 1982. Vol. 22. № 2. Р. 209-214.

23. Волкан В.Д., Зинтл Э. Жизнь после утраты: психология горевания. М.: Когито-Центр, 2014. 160 с.

24. Столин В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1993. 286 с.

25. Пантилеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. М.: МГУ, 1991. 108 с.

26. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. М.: Смысл, 1993. 43 с.

27. Киселева Е.П. Ориентированность на модель учебного взаимодействия у преподавателей вуза с разным типом сочетания самопринятия и тенденции к самосовершенствованию // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2012. № 2-3. С. 136-140.

28. Колкова С.М., Кокоурова М.С. Безусловное самопринятие личности как фактор успешного межкультурного взаимодействия // Сибирский вестник специального образования. 2015. № 1. С. 51-53.

29. Желобанова А.Ю., Аверкина И.Л. Самопринятие как психологическая основа здоровой личности // Актуальные проблемы здоровьесбережения в современном обществе: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Курск: Юго-Западный государственный университет, 2019. С. 77-81.

30. Старцева В.А. Самопринятие как предпосылка для достижения личностной интегрированности // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-1. С. 359-363.

31. Колкова С.М. Самопринятие как составляющая психологического здоровья человека // Психологическое здоровье человека: жизненный ресурс и жизненный потенциал: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Красноярск: Версо, 2012. С. 69-76.

32. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. М.: Академия, 2004. 256 с.

33. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. М.: Академия, 2001. 208 с.

34. Пилипенко Т.С. Самопринятие как личностный ресурс жизнестойкости // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2020. Т. 17. № 4. С. 40-44.


Рецензия

Для цитирования:


Пилипенко Т.С. САМОПРИНЯТИЕ: ОТ ЛИЧНОСТНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ К ХАРАКТЕРИСТИКЕ СУБЪЕКТА. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2021;(2):54-59. https://doi.org/10.18323/2221-5662-2021-2-54-59

For citation:


Pilipenko T.S. SELF-ACCEPTANCE: FROM PERSONAL CHARACTERISTICS TO THE CHARACTERISTICS OF A SUBJECT. Science Vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology. 2021;(2):54-59. (In Russ.) https://doi.org/10.18323/2221-5662-2021-2-54-59

Просмотров: 24


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2221-5662 (Print)