Preview

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология

Расширенный поиск

СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕТЕРМИНАНТ ДИСКУРСА АУТОКОММУНИКАЦИИ КАК ВНУТРЕННЕГО ДИАЛОГА

https://doi.org/10.18323/2221-5662-2021-1-73-81

Полный текст:

Аннотация

Представлены результаты междисциплинарного анализа детерминант системы дискурса аутокоммуникации и внутреннего диалога как форм объективации содержания сознания человека, ориентированных на определенные действия в интересах достижения неких целей. Дискурс раскрывается как интеграция коммуникативных и языковых процессов в самопонимании и самоопределении личности. Актуальные смыслы личности вербализуются в контекстуально связанном и динамичном дискурсе аутокоммуникации как способе обретения новых смыслов или подтверждения старых. Результаты исследования раскрывают специфику и связи детерминант дискурса внутреннего диалога в континууме объектности - субъектности человека. Детерминанты дискурса диктуют его контекст и правила и включают прототипное место и агентов с их мотивами и целями. Базовую пару агентов представляют Я-позиции, выраженные в бинарных автопредикациях Я и Не-Я (Другой). Модальность отношения человека к своим Я-позициям делает их коммуникации диалогом или монологом на границе их субтерриторий как прототипном месте дискурса. Степень субъектности дискурса, его замкнутости в прототипном месте или открытости трансгрессии зависит от сложности и дифференцированности Я-концепции и функциональности границ Я. Мотивы и цели аутокоммуникации определяются фрустрацией метапотребности сохранения самоуважения и самопринятия путем переоценки и перестройки взаимоотношений Я-позиций. Общая цель самоорганизации Я реализуется во внутреннем диалоге в формах конституирования, верификации и интеграции его автопредикаций. Статусно-ролевые характеристики агентов и функциональность прототипного места дискурса определяют специфику его мотивов и целей согласно системным эффектам самоорганизации Я.

Об авторе

И. А. Шаповал
Оренбургский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Измагурова В.Л. Феномен аутокоммуникации как фактор развития сознания // Коммуникология. 2015. Т. 3. № 4. С. 31-42.

2. Лотман Ю.М. Автокоммуникация: «Я» и «Другой» как адресаты (О двух моделях коммуникации в системе культуры) // Семиосфера. СПб.: Искусство-СПБ, 2000. С. 159-165.

3. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Советская Россия, 1979. 320 с.

4. Акопов А.Г., Белоус А.В. Внутренний диалог с позиций двухфакторной модели сознания // Психология диалога и мир человека: памяти Г.В. Дьяконова: сборник научных трудов. Уфа: Башкирский государственный университет, 2019. С. 22-25.

5. Hermans H.J.M. Dialogical Self in a Complex World: The Need for Bridging Theories // Europe’s Journal of Psychology. 2015. Vol. 11. № 1. P. 1-4.

6. Визгина А.В. Внутренний диалог как ментальный ресурс // Способности и ментальные ресурсы человека в мире глобальных перемен. М.: Институт психологии РАН, 2020. С. 888-897.

7. Старовойтенко Е.Б. Самотождество Я во внутреннем диалоге // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2019. Т. 16. № 3. С. 434-453.

8. Шаймарданова Е.В. Внутренний диалог в связи с экзистенциальной исполненностью: как мы разговариваем с собой и что это значит для нашей жизни // Вестник Омского университета. Серия: Психология. 2019. № 2. С. 49-57.

9. Пестов М. Я - не-Я или исследование неполноты идентичности. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2016. 116 с.

10. Малейчук Г.И. Парадоксы симптома. Системно-аналитический подход в работе с психосоматическим симптомом. М.: Академический проект, 2019. 245 с.

11. Ammon G. Handbuch der Dynamischen Psychiatric. Bd. 2. Munchen: Er. Reinhardt Verlag, 1982. 967 p.

12. Шаповал И.А. Дефицитарность границ Я как фактор нарушений ментализации и внутреннего диалога при самоотчуждении // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2019. № 3. С. 54-60. DOI: 10.18323/2221-5662-2019-3-54-60.

13. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. М.: Академия, 2002. 272 с.

14. Гребенюк Е.Г. Диалогическое Я и психотерапия // Консультативная психология и психотерапия. 2017. Т. 25. № 2. С. 144-158. DOI: 10.17759/cpp.2017250209.

15. Красильников Г.Т., Селезнев С.Б., Косенко В.Г., Косенко Н.А. О значении «внутреннего диалога» для психологической теории и психотерапевтической практики (аналитический обзор литературы) // Медицинская психология в России. 2018. Т. 10. № 3. С. 2-21.

16. Фуко М. Порядок дискурса // Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. М.: Магистериум-Касталь, 1996. С. 47-96.

17. Бусыгина Н.П. Современные подходы к анализу дискурса, разговора и повествования и их значение для исследований в области психотерапии // Психология в ВУЗе. 2014. № 4. С. 43-73.

18. Багдасарян Т.М. Прагмалингвистика (речевое поведение) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 3-3. С. 50-53.

19. Радзиховская В.К. Прагмалингвистика поля взаимности // Филология и человек. 2017. № 2. С. 26-38.

20. Переверзев Е.В. Дискурсивная психология // Современный дискурс-анализ. 2009. Т. 1. № 1. URL: discourseanalysis.org/ada1/st3.shtml.

21. Рябова А.Л. Язык и дискурс: методы обучения ведению дискурса современности // Научные исследовании и разработки. Современная коммуникативистика. 2020. Т. 9. № 3. С. 59-63. DOI: 10.12737/2587-9103-2020-59-63.

22. Олешкова А.М. Когнитивные и этические основания дискурса и дискурс-анализа // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 8. С. 23-25. DOI: 10.24158/spp.2020.8.3.

23. Potter J. Discourse analysis and discursive psychology // Qualitative Research in Psychology: Expanding Perspectives in Methodology and Design. Washington: American Psychological Association, 2003. P. 73-94.

24. Wiggins S., Potter J.W. Discursive psychology // Handbook of Qualitative Research in Psychology. London: Sage Publications, 2008. P. 73-90.

25. Harré H.R., Stearns P., ed. Discursive psychology. London: Sage, 1995. 240 p.

26. Wilkinson S., Kitzinger C. Conversation analysis // Handbook of Qualitative Research in Psychology. London: Sage Publications, 2008. P. 54-72.

27. Пеше М. Прописные истины. Лингвистика, семантика, философия // Квадратура смысла: французская школа анализа дискурса. М.: Прогресс, 1999. С. 225-291.

28. Markus H., Nurius P. Possible selves: The interface between motivation and the self-concept // Self and identity: Psychosocial perspectives. Oxford: Wiley & Sons, 1987. P. 157-172.

29. Шаповал И.А. Функции границ Я во внутреннем диалоге клиента психологического консультирования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2018. № 2. С. 83-89. DOI: 10.18323/2221-5662-2018-2-83-89.

30. Кривцова С.В., Лэнгле А., Орглер К. Шкала экзистенции (Existenz skala) А. Лэнгле и К. Орглер // Экзистенциальный анализ. Бюллетень. 2009. № 1. С. 141-170. URL: laengle.info/downloads/ESK%20Krivtsova-%20L%e4ngle%20Bull%2009.pdf.


Рецензия

Для цитирования:


Шаповал И.А. СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕТЕРМИНАНТ ДИСКУРСА АУТОКОММУНИКАЦИИ КАК ВНУТРЕННЕГО ДИАЛОГА. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2021;(1):73-81. https://doi.org/10.18323/2221-5662-2021-1-73-81

For citation:


Shapoval I.A. THE ESSENCE AND CHARACTERISTICS OF THE DETERMINANTS OF SELF-COMMUNICATION DISCOURSE AS AN INTERNAL DIALOGUE. Science Vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology. 2021;(1):73-81. (In Russ.) https://doi.org/10.18323/2221-5662-2021-1-73-81

Просмотров: 16


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2221-5662 (Print)