Preview

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология

Расширенный поиск

ОЦЕНИВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 7-9 КЛАССАХ В УСЛОВИЯХ БИПРЕДМЕТНОГО МОНИТОРИНГА

https://doi.org/10.18323/2221-5662-2021-1-7-18

Полный текст:

Аннотация

Необходимость осуществления диагностических процедур в современном процессе обучения математике обусловлена важностью своевременного получения информации об актуальном уровне сформированности предметных, метапредметных и личностных образовательных результатов обучающихся. Задача состоит в выборе адекватной образовательным трендам и научно обоснованной технологии оценивания. В статье предлагается решить задачу оценивания познавательных универсальных действий учащихся на уроках математики в 7-9 классах в условиях осуществления бипредметного мониторинга. Показано, что познавательные универсальные учебные действия представляют собой динамическое и личностно значимое новообразование личности, они подвластны возрастным особенностям в процессе формирования, что должно учитываться и в процессе оценивания уровня их сформированности. Предложена и обоснована структура и пооперационный состав познавательных универсальных учебных действий, что позволяет представить их в диагностируемом виде. Это позволило выявить и охарактеризовать уровни и критерии сформированности рассматриваемых учебных действий, этапы и процедуры оценивания, а также диагностический инструментарий. Предложена авторская логико-смысловая модель процесса оценивания познавательных универсальных учебных действий в процессе обучения математике, демонстрирующая важную характеристику процесса оценивания познавательных учебных действий - нелинейность. Особым результатом исследования является выявление специфического принципа процесса оценивания познавательных универсальных учебных действий - принципа бипредметности, реализация которого позволяет на предметном материале определять уровень сформированности и предметного, и метапредметного результата обучения. Описан диагностический инструментарий. Представлены технологическая карта диагностической работы, система оценивания отдельных заданий, приведен пример типовых заданий по теме «Уравнения» курса алгебры 7 класса.

Об авторах

О. В. Берсенева
Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева
Россия


А. С. Гаврилюк
Гимназия № 10 имени А.Е. Бочкина
Россия


Список литературы

1. Журавлев И.А. Диагностика сформированности универсальных учебных действий у учащихся на уроках математики // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 1. С. 101-108.

2. Вихман А.А., Попов А.Ю. Два тестовых подхода к диагностике метапредметных результатов обучения в начальной школе // Пермский педагогический журнал. 2016. № 8. С. 50-53.

3. Тумашева О.В., Берсенева О.В. Проектные задачи на уроках математики // Математика в школе. 2015. № 10. С. 27-30.

4. Шкерина Л.В., Кейв М.А., Журавлева Н.А., Берсенева О.В. Методика диагностики универсальных учебных действий учащихся при обучении математике // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2017. № 3. С. 17-29.

5. Боженкова Л.И. Познавательные универсальные учебные действия в обучении математике // Наука и школа. 2016. № 1. С. 54-60.

6. Формирование универсальных учебных действий основной школе: от действия к мысли. Система заданий / под ред. А.Г. Асмолова. 2-е изд. М.: Просвещение, 2011. 159 с.

7. Боженкова Л.И. Методика формирования универсальных учебных действий при обучении геометрии. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2015. 205 с.

8. Тумашева О.В., Берсенева О.В. Обучение математике с позиции системно-деятельностного подхода. Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2016. 280 с.

9. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: избранные психологические труды. 3-е изд. М.: Московский психолого-социальный институт, 2001. 416 с.

10. Штейнберг В.Э. Современный дидактический регулятив: теория и технология // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1. № 5. С. 160-183.

11. Штейнберг В.Э. Дидактическая технология в научном журнале: двадцать лет спустя // Школьные технологии. 2020. № 3. С. 117-124.

12. Беспалько В.П. Инструменты диагностики качества знаний учащихся // Школьные технологии. 2006. № 2. С. 138-151.

13. Беспалько В.П. Качество образовательного процесса // Школьные технологии. 2007. № 3. С. 164-177.

14. Van der Vleuten C., Sluijsmans D., Brinke D.J. Competence Assessment as Learner Support in Education // Technical and vocational education and training. 2017. Vol. 23. P. 607-630. DOI: 10.1007/978-3-319-41713-4_28.

15. Инструментальная дидактика: перспективные средства, среды, технологии обучения / под ред. Т.С. Назаровой. СПб.: Нестор-История, 2012. 436 с.

16. Назарова Т.С., Тихомирова К.М., Кудина И.Ю. Методические поиски и научные решения основоположников направления «Инструментальная дидактика» // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 2. № 1. С. 169-182.

17. Развитие личности учащегося: новые подходы и решения / под ред. А.Ю. Нагорнова. Ульяновск: Зебра, 2019. 295 с.

18. Шкерина Л.В., Гаврилюк А.С., Табинова О.А., Шашкина М.Б. Бипредметный мониторинг результатов освоения универсальных учебных действий обучающихся 7-9 классов в процессе обучения математике // Перспективы науки и образования. 2020. № 2. С. 179-194.

19. Kilybaeva S., Myngbay A. Formative evaluation of the student in the new education system // Актуальные научные исследования в современном мире. 2019. № 6-3. С. 87-94.

20. Marzano R. Using Formative Assessment with SEL Skills // Handbook of Social and Emotional Learning: Research and Practice. 2016. P. 235-272.

21. Titov S., Kurilov A., Titova N., Brikoshina I. Integrative assessment framework in blended learning // TEM Journal. 2019. Vol. 8. № 3. P. 768-774.


Рецензия

Для цитирования:


Берсенева О.В., Гаврилюк А.С. ОЦЕНИВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 7-9 КЛАССАХ В УСЛОВИЯХ БИПРЕДМЕТНОГО МОНИТОРИНГА. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2021;(1):7-18. https://doi.org/10.18323/2221-5662-2021-1-7-18

For citation:


Berseneva O.V., Gavrilyuk A.S. THE ESTIMATION OF MATURITY LEVEL OF COGNITIVE UNIVERSAL LEARNING ACTIVITIES OF THE 7-9 GRADES’ STUDENTS AT THE MATHEMATICS LESSONS IN THE CONDITIONS OF TWO-SUBJECT MONITORING. Science Vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology. 2021;(1):7-18. (In Russ.) https://doi.org/10.18323/2221-5662-2021-1-7-18

Просмотров: 25


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2221-5662 (Print)